пятница, 21 октября 2011 г.

Российская ракета "Союз" не захотела взлетать и с французского космодрома

Вчера с космодрома Куру (Французская Гвиана) впервые в истории должна была стартовать российская ракета-носитель "Союз-СТ-Б". Однако одно из главных космических событий года сорвалось: за пару часов до пуска из-за технического сбоя заправка ракеты топливом была аварийно остановлена. У специалистов только сутки, чтобы устранить все неполадки. Если им повезет, то пуск состоится сегодня в 14:30 мск.

Пуск "Союз-СТ-Б" (разработчик — самарское ЦСКБ "Прогресс") с разгонным блоком "Фрегат-МТ" (разработчик — химкинское НПО имени Лавочкина) был запланирован вчера на 14:34 мск. Это должен был быть первый пуск российской ракеты с французского космодрома, и ради него на Куру прибыли глава Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден, генеральный директор корпорации Arianspace Жан-Ив Ле Галль, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин и даже вице-премьер РФ Сергей Иванов. Все очень ждали и готовились к историческому событию, но примерно за два часа до старта был дан неожиданный отбой.

Вскоре выяснилось: неполадки возникли на этапе заправки баков третьей ступени ракеты. "Случилась утечка на уровне вентиля, поэтому автоматизированная система отключилась в ходе заправки,— заявил господин Ле Галль.— Мы намерены заменить систему, которая отказала". Как пояснил источник "Ъ" в корпорации Arianspace, речь шла о негерметичности клапана, отвечающего за подачу давления и влияющего на закрытие заправочных колодок топлива и жидкого кислорода. "Если бы автоматика не сработала, то это привело бы к серьезным последствиям, на ликвидацию которых потребовалось бы куда больше времени, чем сутки",— добавил собеседник "Ъ". Он также рассказал, что почти сразу же сотрудники Гвианского космического центра приступили к экстренному сливу топлива.

Практически сразу после того, как заявление господина Ле Галля процитировали агентства и СМИ по всему миру, некоторые из них провели прямые аналогии между случившимся на Куру и неудачным запуском ракеты-носителя "Союз-У" в августе этого года с Байконура. Однако вчерашние неполадки касались заправки и исключительно наземной техники, а не самой ракеты. А что касается носителя, то представитель российской делегации еще раз уточнил: "На "Союз-СТ-Б" на третьей ступени стоит двигатель РД-0124, а не РД-0110, как на "Союз-У"". По его словам, эта случившаяся "неполадка неприятна, но и не критична". Все же опрошенные вчера "Ъ" главы делегаций от Франции и РФ выразили надежду, что пуск все же состоится уже сегодня (на сутки во Французской Гвиане задержится и господин Иванов). "Если техническая комиссия примет решение перенести пуск еще раз, то спорить с ней опять же никто не будет",— говорит источник "Ъ" в российской делегации. Но вот для переноса в третий раз, согласно техническому регламенту, потребуется уже письменное разрешение главного конструктора ЦСКБ "Прогресс" по ракете Александра Кирилина.

"Союз-СТ-Б" должен выводить на орбиту два европейских навигационных космических аппарата системы Galileo разработки компаний EADS Astrium и Thales Alenia Space по заказу ЕКА. Планировалось, что спутники войдут в глобальную навигационную систему Galileo, которую в настоящее время строит ЕКА. В отличие от своих прямых "конкурентов" — GPS, ГЛОНАСС,— система должна позволить определять с большей точностью положение объектов в высоких широтах. Об амбициозных планах по созданию своей системы навигации говорил накануне господин Дорден: "Мы надеемся, что сделаем систему сильнее американской GPS". Если перенесенный на сегодня пуск состоится, то Galileo сегодня же и усилится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий