вторник, 18 октября 2011 г.

МРСК вновь перейдут на RAB на "пониженной" базе

Первый опыт перехода на новую систему тарифообразования по RAB для сетевых компаний прошел комом, признало правительство. Как сообщает РБК daily, с 1 июля 2012 года параметры долгосрочного регулирования для МРСК будут отменены, снижены и введены вновь на пятилетний период.

Тарифные решения, принятые в отношении «дочек» Холдинга МРСК до 2011 года, с 1 июля 2012 года отменяются, перевод на RAB (доходность инвестированного капитала) будет произведен заново, с учетом тарифных ограничений, рассказал РБК daily источник в Минэкономразвития. Под секвестр попадут база капитала, норма доходности «старой базы», операционные расходы, капитальные затраты с учетом мер по повышению их эффективности. Но в отношении новых инвестиций, безусловно, сохраняются рыночные правила возвратности капитала и его стоимости, говорит собеседник.

При этом период регулирования увеличен не будет — пять лет (до середины 2017 года), в противном случае может произойти ослабление контроля над эффективностью работы сетевиков.

Уровень кредитной нагрузки МРСК чрезвычайно низок, констатируют в правительстве, — вплоть до нуля к 2015 году. Это не соответствует целям RAB-регулирования — привлечению капитала из нетарифных источников и повышению эффективности. Инвестпрограммы распредсетевых компаний могут снизиться с 260 млрд примерно до 200 млрд руб., говорил на днях глава ФСТ Сергей Новиков.

Инвестиции энергетиков должны быть привязаны к программам развития территорий, они не могут строить новые объекты ради самих объектов, поясняет позицию правительства собеседник. Так что отныне вложения будут учитываться в тарифах не по факту осуществления капзатрат, а после ввода сетей в эксплуатацию. Для построенных, но не загруженных до проектного уровня объектов устанавливаются понижающие коэффициенты. С 2012 года затраты будут отражаться в тарифах не по фактической стоимости строительства или реконструкции, а по нормативным укрупненным расценкам. Это стимулирует компании оптимизировать свои затраты и не строить объекты, «генерирующие отрицательный денежный поток», считают чиновники. Кроме того, в тарифы не попадут непроизводственные расходы, в том числе на покупку транспорта и офисов. Сетевики должны строить лишь востребованные экономикой объекты, и топ-менеджеры госкомпаний будут отвечать за это своими бонусами, система оценок сейчас разрабатывается.

«Перезагрузка» — вынужденная и непопулярная мера, признает собеседник. Решение никак не связано с грядущими выборами, оно позволит оптимизировать тарифную нагрузку, что позитивно скажется на экономике в целом, добавляет собеседник. Для сетевых компаний, не подконтрольных государству или МРСК, тарифные решения останутся прежними. При этом власти все же будут подталкивать их к переходу на RAB, в том числе тарифными стимулами, и привлечению нетарифных и внебюджетных инвестиций. Планируется, что новые тарифные решения для МРСК будут подготовлены до 1 апреля 2012 года.

Одновременно власти продолжают обсуждать вопрос приватизации «дочек» МРСК. Возможно, первыми на продажу пойдут самые неэффективные структуры — сейчас план-график приватизации разрабатывает Минэкономразвития. Обсуждаются различные варианты: продажа самых неэффективных МРСК пока выглядит предпочтительнее, говорит другой источник в МЭР, но окончательное решение будет принято с учетом позиции Минэнерго. При этом МРСК Северного Кавказа выведена за скобки, речи о ее приватизации сейчас не идет. В год планируется продавать инвесторам одну-две «дочки» МРСК, если оставшиеся под управлением холдинга компании за два-три года существенно повысят свою эффективность, решение об их приватизации может быть пересмотрено.

Предварительно в покупке МРСК заинтересованы как российские, так и иностранные инвесторы, но продажа будет осуществляться лишь при наличии нескольких претендентов, на условиях конкурса и в благоприятных рыночных условиях, говорит сотрудник министерства. Цена продажи будет зависеть от эффективности мер по улучшению регулирования сектора — необходимо найти баланс между развитием отрасли и интересами потребителей, добавляет он. Сейчас МЭР разрабатывает конструкцию «регуляторного договора», фиксирующего долгосрочные взаимные обязательства между государством и инвестором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий