вторник, 19 июня 2018 г.

Петр Бобылев принял участие во Всероссийском водном конгрессе

Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Петр Бобылев принял участие в круглом столе "Совершенствование экономико-правового механизма использования и охраны водных объектов", который прошел в рамках II Всероссийского водного конгресса "Россия на мировом рынке воды. Конкурентоспособность, компетенции, инновации".

В своем выступлении Петр Бобылев отметил, что на сегодняшний день в сфере экологического регулирования хозяйственной деятельности субъектов электроэнергетики существует ряд норм, реализация которых требует от тарифицируемого сектора экономики капиталоемких мероприятий. При этом стоимость таких мероприятий может быть существенно сокращена при неизменности эффекта снижения антропогенного воздействия объектов электроэнергетики на окружающую среду.

"Часть финансовой нагрузки, которую несут объекты электроэнергетики, а следовательно и потребители электрической и тепловой энергии, в том числе и граждане Российской Федерации, связана с несовершенством природоохранного законодательства, вызванного в том числе несвоевременной актуализацией законодательных норм в связи с развитием промышленных технологий защиты окружающей среды", - пояснил он.

В рамках своего выступления Петр Бобылев также осветил существующие проблемы законодательного регулирования в сфере водопользования для тепловых и атомных электрических станций.

По его словам существует три основных ограничения - это запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения, предусмотренный действующей редакцией Водного кодекса Российской Федерации; несбалансированность системы формирования ставок платы за пользование водными объектами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 и действующая процедура установления лимитов водопотребления в отрыве от производства для объектов энергетики.

В отношении запрета на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения заместитель директора Департамента привел пример западных стран.

"В 2014 году в США прямоточными и аналогичными им системами охлаждалось 48% установленной электрической мощности ТЭС и АЭС (307 ГВт). В Евросоюзе прямоточные системы технического водоснабжения признаны наилучшими доступными технологиями для промышленных систем охлаждения, - подчеркнул он. - Основываясь на не только российском опыте, не только на взглядах электроэнергетиков на какую-то внутреннюю проблематику, мы внесли предложение снять запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для тепловых и атомных электростанций. Данный законопроект был внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке".

Относительно роста ставок платы за водопользование Пётр Бобылев еще раз подчеркнул, что вопрос себестоимости в тарифицируемом секторе экономики является главенствующим.

"Если разбить структуру себестоимости, на сегодняшний момент, для газовых тепловых электростанций топливо – это 90 % себестоимости. То есть ремонтный фонд, фонд оплаты труда – это всё 10 %, максимум – 15-20 %, которыми необходимо обеспечить и безопасность, и надежность, и плату за водопользование в том числе", - пояснил он.

Действующие в настоящее время правила взимания платы за водопользование распределены исходя из объема забранной воды, при этом в законодательстве отсутствует норма вычета объема воды, возвращенного в водный объекты объектами электроэнергетики, которые оснащены прямоточными системами технического водоснабжения. Такие объекты электроэнергетики, фактически возвращая всю забранную воду с неизменными химическими свойствами и составом, вынуждены оплачивать всю забранную воду как потребленную и платить соответствующие забранному объему платежи.

Для таких станций повышающаяся плата за водопользование является существенной нагрузкой, вынуждающая хозяйствующих субъектов электроэнергетики рассматривать проекты перевода технических систем водоснабжения на оборотный цикл. По экспертным оценкам стоимость столь масштабной реконструкции объектов электроэнергетики достигает 100 млрд рублей, отметил заместитель директора Департамента. При этом эта финансовая нагрузка будет распределена не равномерно по всей отрасли, а только на объекты электроэнергетики, проект которых предполагал наличие прямоточной системы технического водоснабжения.

Особенно в Красноярском крае, Кемеровской области, где сосредоточены угольные электростанции с прямоточными системами технического водоснабжения, данная нагрузка становится очень ощутима, в том числе она может стать неподъемной для моно-городов, которые находятся в симбиозе с угольными разрезами, напрямую поставляющими уголь на станцию.

"Для предотвращения указанных негативных явлений Минэнерго России подготовило проект постановления Правительства по снижению ставок платы для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения. Проект постановления находится в стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти", - отметил представитель Минэнерго России.

В отношении процедуры установления лимитов водопотребления Петр Бобылев отметил, что в соответствии с действующей системой лимитирования водопользования, установленной Водным кодексом и Правилами подготовки и заключения договоров водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, введены ограничения объемов водопользования для электростанций путем ограничения объемов водопотребления ниже проектных значений, что приводит к фактическому ограничению мощности электростанций и, следовательно, снижает надежность работы единой энергосистемы России.

Представитель ведомства пояснил, что текущая нагрузка конкретной электростанции зависит не только от установленной мощности оборудования, но и от труднопрогнозируемых факторов (например, - от аварийных ситуаций в Единой энергетической системе, которые требуют срочного перераспределения нагрузок между действующими электростанциями и, соответственно, увеличения объемов водопользования), и при возникновении риска превышения установленного предельного объема забора воды в связи с необходимостью внеплановой дополнительной выработки энергии, ТЭС лишены возможности оперативного увеличения лимитов забора воды в связи с нормами действующего законодательства.

"Ведутся работы с отраслевым и экспертным сообществом по подготовке предложений по совершенствованию Правил подготовки и заключения договоров водопользования", - отметил заместитель директора Департамента.

В конце своего выступления Петр Бобылев выступил с предложением инициировать разработку Экологического кодекса, поскольку в настоящее время существует разрозненность экологического законодательства, а также массовость стоящих проблем перед производственными отраслями в природоохранной сфере.

Комментариев нет:

Отправить комментарий