Российский рынок полиэтилена, много лет следовавший за тенденциями рынка глобального, отправился в самостоятельное плавание. За обвалом рубля последовало удорожание импорта и частичный отказ от него, соответственно, внутренние цены перестали напрямую коррелировать с мировыми. А рост отечественного производства и расширение марочного ассортимента дают дополнительный стимул для независимого развития.
Компания INVENTRA 1 марта провела Тринадцатую международную конференцию «Полиэтилен 2016», золотым спонсором которой стала компания «Центрополимер». Мероприятие прошло при поддержке Группы «Полипластик» и ChemOrbis, информационный спонсор – журнал «Полимерные материалы».
В приветственном слове управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров подчеркнул, что российский рынок ПЭ по итогам года чувствует себя хорошо. Несмотря на падающие нефть, экономику и курс рубля, производство не только устояло, но и выросло – плюс 9% по итогам года. Спад в потреблении составил всего 1%, что для кризисного года – отличный результат. Конечно, заметил г-н Столяров, по сегментам динамика была разная: пленки частично заместили импорт и выросли, а трубы просели из-за падения конечного спроса. Однако есть определенные «сырьевые» предпосылки, которые дают надежду на восстановление трубного сегмента.
Открыл конференцию обзорный доклад о рынке полиэтилена в России и СНГ, его представила директор департамента аналитики INVENTRA Лола Огрель. По итогам 2015 г. производство полиэтилена в СНГ составило 1.95 млн т, что на 6% выше уровня 2014 г. Потребление же зафиксировано на уровне 2.37 млн т, из которых 75% пришлось на Россию. Что касается остальных стран Содружества без учета РФ, крупнейшим потребителем является Украина (35% от общего объема). Далее следуют Узбекистан, Казахстан и Белоруссия с долями менее 20% на каждого.
В Белоруссии по итогам 2015 г. выпущено 122 тыс. т ПЭ, хотя мощности единственного производителя - витебского «Полимира» - несколько выше. Основная часть продукции - 80% - отправляется на экспорт, в основном в Россию и на Украину. При этом доля импорта в потреблении по итогам года достигла 93%.
Узбекистан в 2015 г. выпустил 125 тыс. т ПЭ, однако уже в 2016 прогнозируется значительный рост производства. Причина - запуск в декабре прошлого года установки ПЭНД мощностью 387 тыс. т на Устюртском ГХК. Продукция предприятия будет идти на экспорт. Внутреннее потребление же сейчас на 90% закрывается национальным предприятием - Шуртанским ГХК.
Потребление ПЭ на Украине в 2015 г. заметно снизилось, составив 210 тыс. т, и было полностью обеспечено импортной продукцией (основные поставщики - Россия и Саудовская Аравия).
В Азербайджане на фоне растущего второй год подряд производства (более 100 тыс. т) потребление постепенно снижается. В 2015 г. оно составило 42 тыс. т, что в 2 раза меньше, чем в 2012 г.
Падает потребление и в Казахстане - всего 98 тыс. т за 2015 г. Локальное производство отсутствует, соответственно, спрос удовлетворяется исключительно за счет импорта.
Производство полиэтилена в России по итогам 2015 г. выросло на 8.5% и достигло отметки в 1.6 млн т. Как рассказала г-жа Огрель, основной прирост показал «Ставролен», возобновивший производство после аварии. На 15% увеличил выпуск «Уфаоргсинтез», положительная динамика у «Ангарского завода полимеров», остальные производители - в минусе.
Ведущим производителем ПЭ в России остается «Казаньоргсинтез», доля рынка - 42%. Далее следуют «Томскнефтехим» (14.6%) и «НКНХ» (12.5%). Что касается разбивки по сегментам, то в ПЭНД лидирует также «КОС» (почти 52%), а больше всех ПЭВД производит «Томскнефтехим» (37.4%).
Потребление ПЭ в России в 2015 г. снизилось незначительно - на 1.2% (против 4.5% годом ранее). Г-жа Огрель отметила, что сильнее всего просел трубный сектор - на 90 тыс. т до уровня 290 тыс. т. Снижение отмечено и в производстве кабельных композиций, которое было компенсировано ростом импортных поставок. Положительная же динамика зафиксирована в пленочном сегменте - рост спроса на 80 тыс. т за счет сокращения ввоза готовой упаковки из-за рубежа.
Экспорт полиэтилена из РФ за 2015 г. составил 300 тыс. т, это практически равно показателю 2014 г. Эксперт отметила, что не все российские производители ориентированы на зарубежные рынки. Так, «НКНХ», «Газпром нефтехим Салават» и «Уфаоргсинтез» прежде всего обеспечивают сырьем российских переработчиков. А вот «Томскнефтехим» нацелен на потребителей за границей. В 2012-2013 гг. доля экспорта в общем объеме его производства достигала 40%, потом - после определенной переориентации на внутренний рынок - снизилась до 25-30%. Что касается «Казаньоргсинтеза», предприятие отправляет зарубежным потребителям до 25% произведенной продукции и является основным экспортером ПЭ.
Приоритетные направления российского экспорта - Казахстан и Китай (суммарно почти 50% поставок).
Импорт ПЭ в Россию за 2015 г. снизился до 483 тыс. т по сравнению с 644 тыс. т годом ранее. Это, по словам г-жи Огрель, вызвано колебаниями валютных курсов и ростом внутреннего производства. Основные поставщики - Саудовская Аравия, Белоруссия, Германия, Южная Корея (суммарно 54% поставок).
В общем объеме импорта наибольшая доля в прошлом году пришлась на линейный полиэтилен (200 тыс. т), ПЭНД было ввезено 174 тыс. т, ПЭВД - 109 тыс. т. Столь высокие объемы импорта ЛПЭНП объясняются тем, что внутреннее производство не может удовлетворить растущий спрос со стороны производителей пленок.
В настоящее время в России рынок ЛПЭНП остается дефицитным, а единственным производителем является «Нижнекамскнефтехим». Учитывая стабильный спрос со стороны потребителей, компания старается наращивать выпуск этой продукции. Как сообщил заместитель коммерческого директора - начальник отдела рекламы и выставок «НКНХ» Марат Фатыхов, за 2015 г. предприятие произвело 46 тыс. т ЛПЭНП, план на 2016 - увеличить объемы до 70 тыс. т. Это станет возможным благодаря строительству установки по производству собственных сомономеров этилена (бутен-С4 и гексен-С6). Запуск установки планируется весной 2016 г.
В марте планируется начать производство марок для ротационного формования РЕ6432R и РЕ6438R. Потребность в них сейчас составляет 20 тыс. т и полностью удовлетворяется за счет импорта.
Марат Фатыхов отметил, что необходим постепенный переход к выпуску полиэтиленов, не производимых в РФ (являющихся аналогами импортных марок). К числу таких марок относится полиэтилен для литья крышек и колпачков РЕ6052Р и РЕ6054Р. В настоящее время потребность в России в данных марках составляет 25 тыс. т/год. В прошлом году «НКНХ» выпустил опытную партию объемом 1 тыс. т, испытания проходили в компании «Ретал». В нынешнем году решено переходить к массовому производству, за январь 2016 г. выпущено 4 тыс. т.
Руководитель отдела закупок «Ретала» Ирина Михайличенко прокомментировала вопрос. По ее словам, материал опытной партии 2015 г. показал себя достойно, приближается к аналогам азиатских марок, которые «Ретал» использует для производства пластиковой пробки. Однако качество продукции 2016 г. значительно изменилось в лучшую сторону: материал имеет улучшенные характеристики с точки зрения потребительских свойств готовой продукции компании.
По итогам 2015 г. производство ПЭНП в России составило 642 тыс. т, потребление - 574 тыс. т. Как рассказал главный эксперт отдела продуктового маркетинга ДБП «Сибур» Александр Мамушкин, в 2016 г. баланс рынка ожидается примерно таким же. Возможна лишь небольшая перебалансировка между сегментами потребления. Наибольший риск выражается в возможном спаде в розничной торговле и промышленной упаковке.
Основная сфера применения ПЭНП - пленки общего назначения (61%), 27% приходится на термоусадочные пленки, по 6% - на кабельные марки и экструзию покрытий и литье.
По словам докладчика, рынок явно нуждается в новых марках, и задача производителей - двигаться навстречу этим запросам. Вот почему компания приняла решение провести реконструкцию линии на томской площадке с расширением марочного ассортимента.
Завершение реконструкции планируется во второй половине 2016 г. с поэтапным достижением проектной мощности. После этого - помимо сохранения базовых марок - предприятие планирует начать выпуск трех марок с более высоким значением плотности и иным набором значений ПТР.
Таким образом, одна из новых марок дополнит продуктовый портфель для пленочной экструзии и кабельной изоляции, а две другие будут предназначаться для экструзионных покрытий, ламинации и литья.
В ходе круглого стола свои результаты и планы на будущее озвучили и другие российские производители ПЭ. По словам старшего менеджера – заместителя начальника управления продаж продуктов нефтехимии и газопереработки компании «Лукойл» Эдуарда Вильховецкого, в 2016 г. работа «Ставролена» запланирована без остановочного ремонта, объем производства по итогам года составит 300 тыс. т. Что касается украинского актива компании – предприятия «Карпатнефтехим» - его запуск в 2016 г. не планируется. Как говорит г-н Вильховецкий, сейчас завод вполне способен работать с положительной маржой, но из-за влияния дополнительных факторов его пуск пока невозможен.
«Уфаоргсинтез» в 2015 г. работал с полной загрузкой мощностей и планирует поддерживать эту загрузку в текущем году. Как рассказал начальник отдела продуктового менеджмента и технической поддержки Павел Батютенко, основные принципы компании – реализация продукции потребителям напрямую, включая заключение долгосрочных формульных контрактов.
Так же старается работать и белорусский «Полимир», рассказывает заместитель директора по производству Николай Юшкевич. С этой целью предприятие начало осваивать новые экспортные направления, такие как Испания, Македония, Китай.
По итогам 2015 г. трубный сегмент рынка полиэтилена РФ показал самые неутешительные результаты, упав на 25%. Если рассматривать совокупность рынков России, Украины, Белоруссии и Казахстана (РУБК), сжатие рынка было чуть меньше - 19%. Такие данные сообщил директор департамента трубопроводных систем группы «Полипластик» Кирилл Трусов.
Прогнозы компании на 2016 г. и для России, и для РУБК предусматривают три сценария развития - позитивный, негативный и консенсус-прогноз. Консенсус-прогноз для России - это дальнейшее падение на 10%, для РУБК темпы снижения будут около 5%.
Эксперт отметил, однако, что производство трубных марок ПЭ в 2016 г. в РУБК должно показать положительную динамику. Если в 2015 г. оно составило около 180 тыс. т, то в нынешнем году ожидается в объеме 240 тыс. т. Импорт и экспорт сохранятся на уровне прошлого года. Потребление же продолжит снижаться и, скорее всего, составит чуть больше 350 тыс. т.
Что касается России, группа «Полипластик» ожидает, что в 2016 г. объемы производства и потребления трубных марок ПЭ сравняются и составят по 240 тыс. т. Импорт продолжит сокращаться и не превысит 25 тыс. т.
Г-н Трусов отдельно остановился на теме видового состава сырья для ПЭ-труб в России. С каждым годом увеличивается доля отечественного ПЭ100. Если в 2014 г. она составляла 54%, то в прошлом - уже 62%, а в нынешнем ожидается на уровне 81%.
Говоря о спросе, докладчик отметил, что на готовую продукцию он неэластичен и не меняется при незначительном изменении стоимости сырья (в пределах 5%). Что касается трубного полиэтилена, то его цена напрямую влияет на объем потребления. «Если цена будет расти, мы, естественно, купим меньше сырья. А вот если снизится – больше не купим, - говорит Кирилл Трусов. – Покупая по завышенной цене, мы автоматически снижаем свои продажи, начинаем терять рынок и уступать место фейковой трубе, произведенной из нетрубных марок ПЭ, которая всегда в избытке».
Тему стоимости сырья продолжил президент группы «Полипластик» Мирон Гориловский. По его словам, цена российского полиэтилена сейчас такова, что экспортировать трубу в Европу или Азию элементарно невыгодно – логистика и пошлина делают ее дороже местных аналогов. Экспортная альтернатива появится только при 20-25% снижении стоимости сырья. «При разумных ценах на сырье для нас откроются зарубежные рынки. Дайте нам точку опоры, и мы перевернем трубный рынок», - заключил г-н Гориловский.
ДПО «Пластик» - крупный игрок рынка современных упаковочных материалов, и полиэтилен широко используется на производстве. Как рассказал директор по маркетингу и продажам Денис Дикин, ПЭ применяется для выпуска многослойных молочных и барьерных пленок, экструзионной сетки, ящиков и тары. В целом же пленки преобладают в структуре потребления ПЭ в России – 51%, на трубы проходится 21%, на тару и емкости – 8%.
Упаковка из ПЭ обладает целым рядом преимуществ, среди них – механическая прочность, химическая стойкость, непроницаемость и привлекательный внешний вид.
Импортозамещение постепенно становится драйвером роста спроса на полиэтиленовую упаковку. Увеличивается потребление отечественных продуктов, которые расфасовываются в отечественную же упаковку.
Помимо этого, налицо тенденция перехода от пленок общего назначения к пленкам со специфическими свойствами. Растет спрос на многослойные пленки с высокими барьерными свойствами (что вызвано необходимостью повышения сроков годности продуктов). Также производители пищевых продуктов все чаще переходят на пленку для снижения затрат на упаковку.
Вторичная переработка полимеров с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано не только с ужесточением природоохранного законодательства, но и в том числе с удорожанием первичного сырья. Основным материалом для рециклинга служит, конечно, ПЭТФ, однако и полиэтилен достаточно хорошо поддается сбору и переработке. По данным председателя Совета директоров компании «Экотехнологии» Константина Рзаева, в 2015 г. объем ТБО в России составил 63 млн т, из них 8% пришлось на пластики. Основная доля пластмасс в структуре отходов – это упаковочная пленка (35%) и прочая упаковка (42%). Однако по объемам извлечения они сильно уступают ПЭТФ – 20% и 24% соответственно против 42% у рециклированного ПЭТФ (доля различных полимеров в общем объеме извлекаемых из массы ТБО полезных фракций).
Докладчик отметил, что основным источником вторичного ПВД являются коммерческие отходы. Промышленные отходы в основном перерабатываются прямо на предприятиях, а муниципальные, т.е. полученные с мусорных полигонов, малопригодны - раздельный сбор отходов пусть и развивается, но находится все еще в зачаточной стадии.
На рынке вторичного полиэтилена преобладают магазинные пленки – 120 тыс. т в 2015 г., это 49% от общего объема. Далее идут чистые промышленные отходы (22%), затем полигонный ПЭ – 21% приходится на ПВД и 8% - на ПНД.
Дальнейшее назначение вторичного ПЭ во многом зависит от того, где именно он был собран. Т.н. чистые отходы – коммерческие и промышленные – используются для производства кровельной изоляции, строительной фурнитуры, непищевых пленок, некоторых видов труб. Полиэтилен с полигонов применяется для выпуска георешеток и геомембран, ящиков и дренажных труб.
Г-н Рзаев подчеркнул, что рост отрасли по-прежнему сдерживается крайне низкими показателями сбора, неразвитой инфраструктурой раздельного сбора и сортировки, а также незаконченностью изменений в сфере природоохранного законодательства. Тем не менее, потенциал для развития есть. Он обусловлен прежде всего увеличением цен на первичные полиэтилены и их периодический дефицит, а также эффектом «низкой базы».
Представители компаний-переработчиков в ходе круглого стола обсудили состояние отрасли и перспективы развития. Как рассказал руководитель отдела закупок сырья для упаковочных материалов по европейскому региону PepsiCo Элвин Джордж, компания традиционно закупает много российского ПЭ. И эта политика, говорит он, будет продолжена: PepsiCo и дальше намерена покупать максимально большой (с учетом качества и цены) объем полиэтилена в РФ и использовать его для упаковки своей продукции.
Отечественный переработчик «Данафлекс-нано» по итогам 2015 г. на 15% увеличил производство упаковки, сообщил менеджер по закупкам Артур Фаткуллин. Сейчас загрузка мощностей приблизилась к 100%, но за счет покупки нового оборудования возможен дальнейший рост объемов выпуска.
Аналогичная ситуация и в компании «Артпласт». Как рассказала заместитель генерального директора по поставкам сырья Наталья Головачева, производство работает со 100%-ной загрузкой, в планах – увеличение мощностей за счет покупки нового экструдера.
Компания «ДИПО», которая производит топливные баки для альянсов Автоваз-Renault-Nissan и Ford-Sollers, оценивает свои перспективы более сдержанно. По словам руководителя по закупкам Евгения Елистратова, предприятие использует исключительно импортный ПЭ, что ставит его в прямую зависимость от зарубежных партнеров. Поиски отечественного производителя, готово предоставить полимер аналогичного качества, пока успехом не увенчались.
Делегаты конференции приняли участие в интерактивном голосовании о перспективах развития внутреннего потребления. На вопрос «Какой сегмент потребления ПЭ в России будет способствовать расширению и развитию марочного ассортимента заводов в краткосрочной перспективе?» большинство ответили, что это пленки и упаковка (52%).
Независимый эксперт Иван Захаров представил доклад о биополимерах – продукте, который активно развивается не только в России, но и в Европе. По итогам 2015 г. в России рынок биополимеров не превысил 10% от общего производства пластмасс, причем этот рынок обуславливается только компостируемыми и биооснованными материалами. В Европе же показатель составил 25% в прошлом году и вырастет до 42% в 2017 (для сравнения – в РФ он будет не выше 20%). Докладчик отметил, что в ЕС уже применяют биоразлагаемую упаковку.
Мировое производство биополимеров по итогам 2014 г. составило 1.7 млн , в 2015 г. – уже 2 млн т, а к 2019 г. достигнет 7.8 млн т. Продукт может применяться во многих сферах, среди которых – гранулы, пленки, упаковка, сельскохозяйственная продукция.
О влиянии нефтяного кризиса на рынок полиэтилена в РФ рассказал Андрей Карабьянц, руководитель проекта «Прайм-ТЭК» АЭИ «Прайм». По его словам, падение цен на нефть серьезнейшим образом повлияло на отечественную нефтехимию. Хотя стоимость барреля и упала в разы, цены на нефтехимическую продукцию снизились не так значительно. За счет этого произошло изменение доходности разных сегментов бизнеса ВИНК. Переработка и производство нефтехимической продукции – в первую очередь полимеров – стало приносить большую прибыль, чем добыча и продажа сырой нефти.
В этой связи все реальнее выглядят планы производителей по увеличению объемов производства ПЭ. По мнению докладчика, лучшие шансы - у «Роснефти» (строительство двух установок по производству ПЭ на «Ангарском заводе полимеров» мощностью 345 тыс. т/г и 250 тыс. т/г до 2019 г.) и «Сибура» («Запсибнефтехим» проектной мощностью 1.5 млн т/г).
Подводя итоги дискуссий, управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров отметил: «С точки зрения предложения сырья дефицит на рынке полиэтилена преодолен в двух из трех сегментов, а производство линейного ПЭ увеличивается кратно. Сложившиеся условия позволяют российским заводам не только расширять марочный ассортимент и осуществлять реконструкцию линий, но и рассчитывать на успешное продвижение новых проектов. В части переработки рост конечного спроса на пленки и упаковку происходит на фоне снижения в трубном и автомобильном сегментах. Судя по прогнозам, в ближайшие два года достигнутый баланс сохранится, но уже в среднесрочной перспективе запуск новых мощностей даст стимул к развитию – переработчики должны выиграть в цене за счет конкуренции по сырью, а производители ПЭ укрепят позиции на мировых рынках».