ЕЭК свела в единый перечень препятствия для формирования единых рынков Евразийского союза. В списке 60 позиций, но прямо нарушающими нормы союза признаны всего девять барьеров — например, ограничение доступа к госзакупкам компаниям из стран союза. Страны ЕАЭС уже готовят изменения в национальные законы для снятия выявленных ограничений. В 2016 году чаще других это делала Россия — впрочем, она же и создает большее число препятствий на пути ЕАЭС к общим рынкам.
ЕЭК подготовила "белую книгу" препятствий для формирования единого рынка в ЕАЭС. Она оформлена как доклад "Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза". В перечень препятствий вошли только меры, вред которых для общих рынков признали все страны союза (документ есть у "Ъ"). Его согласованием занимались министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации и ИКТ (этот пост возник в 2016 году, его занимает представитель Армении Карине Минасян) и профильный департамент функционирования внутренних рынков.
Все препятствия на пути к общему рынку (в перечне их 60) разделены на барьеры (нарушающие нормы ЕАЭС, их 9), изъятия (узаконенные отступления от общих правил, их 17) и ограничения (препятствия, существующие из-за отсутствия общей нормативной базы, их 34). На каждую страну приходится более 40 препятствий для создания общих рынков (у РФ их 49, у Казахстана — 45, у Белоруссии — 44). Максимум выгоды в отношении к ВВП от их снятия получат Белоруссия (плюс 2,8% ВВП) и Казахстан (плюс 0,7% ВВП), для РФ прирост составит 0,2% ВВП, подсчитали в Центре интеграционных исследований ЕАБР. Сейчас на торговлю между странами приходится 14,2% от общего объема торговли ЕАЭС (13,6% в 2015 году).
"Барьеры будут устраняться в рамках реализации полномочий ЕЭК по мониторингу и контролю соблюдения права союза и решений комиссии, — пояснила "Ъ" Карине Минасян.— Механизмом сокращения изъятий и ограничений должно стать формирование "дорожных карт", где будут прописаны точные сроки устранения конкретных изъятий и ограничений каждой страной союза". Пока, по словам министра, готовится единая карта — она должна быть представлена на утверждение премьер-министрам стран ЕАЭС весной-летом этого года.
Россия использует шесть из девяти перечисленных в "белой книге" барьеров. Некоторые из них применяются несколькими странами как ограничение доступа к госзакупкам из-за отсутствия взаимного признания электронной цифровой подписи. Также РФ ограничивает доступ к госзакупкам программного обеспечения. Армения не публикует информацию о госзакупках на русском языке в достаточном объеме, Белоруссия не применяет пониженную ставку НДС для ряда ввозных сельхозтоваров (для них действует ставка в 20%), а Казахстан взимает рентный налог при вывозе угля.
При этом "в список попали только те барьеры, которые стороны признали, и по ним зачастую уже подготовлены проекты изменений, но на практике барьеров больше", говорит собеседник "Ъ" в ЕЭК. По его словам, "процесс согласований шел с боем, но после принятия решения коллегии стороны действительно, как правило, устраняют барьеры". При этом, по словам Карине Минасян, ежемесячно от бизнеса поступает около 20 новых обращений — по таможне, налогам, техническому регулированию, фитосанитарному и ветеринарному контролю.
В 2016 году несколько барьеров уже было снято, в основном российской стороной, как в области доступа к госзакупкам РФ для нужд гособоронзаказа. Также РФ обеспечила доступ работникам из ЕАЭС к медпомощи наравне с гражданами (приказ Минздрава вступил в силу 2 января 2017 года), а Казахстан ликвидировал фитосанитарный контроль на границе с Киргизией.
В списке изъятий остаются особые меры поддержки автопрома: в РФ и Белоруссии действуют изъятия в тарифном регулировании (в РФ и Казахстане действуют и утилизационные сборы, которые компенсируют национальным производителям, но этих препятствий в перечне нет). Также за РФ закреплено исключительное право экспорта газа в страны союза, а за Белоруссией — экспорт калийных удобрений. В качестве изъятий обозначены и ссылки на национальное законодательство в техрегламентах союза — из-за этого требования в отдельных странах различаются; не распространяются общие нормы и на целые блоки транспортного регулирования. Однако и этот блок перечня постепенно сокращается. Так, по данным "Ъ", РФ готовит процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской и Магаданской особых экономических зонах для товаров союза. Ее отсутствием был недоволен Минск. Это стало аргументом для отсрочки принятия нового таможенного кодекса ЕАЭС.
Больше же всего в перечне ограничений, их сложнее и устранять: на новое регулирование должны согласиться все страны. Так, не решен вопрос уплаты вывозных пошлин (в основном на сырье) при экспорте из других стран союза — многостороннее соглашение в этой области, по данным "Ъ", только готовится. Нет и единой системы контроля за соблюдением техрегламентов и национальных и международных стандартов, если к ним присоединились не все страны ЕАЭС. В агросекторе нет единых правил лабораторных исследований при ветконтроле (из-за этого, в частности, разгорелся спор между РФ и Белоруссией о доле сухого молока в молочной продукции). Еще 11 ограничений действуют в энергетике (нет общих рынков и доступа к транспортным системам). Впрочем, уже в апреле может быть введена единая методология расчета разрешенной господдержки в сельском хозяйстве — это снимет одно из ограничений.
Источник: Коммерсант.
вторник, 4 апреля 2017 г.
Евразийский союз пересчитал барьеры
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий