Евросоюз, а также Китай вместе с еще десятком стран, решили не дожидаться вынужденной остановки работы апелляционного органа ВТО и вчера опубликовали свои предложения по реформированию этого института. В частности, предлагается увеличить число судей и избавить их от необходимости трактовки значения норм внутреннего регулирования членов организации. Меры, впрочем, вряд ли будут поддержаны США, блокирующими переназначение судей,— поэтому шансы на проведение реформы будут зависеть от готовности ее инициаторов противостоять позиции Вашингтона.
Страны Евросоюза, а также Китай, Канада, Индия, Норвегия, Новая Зеландия, Швейцария, Австралия, Южная Корея, Исландия, Сингапур и Мексика вчера представили совместные предложения по реформе апелляционного органа ВТО, который в конце 2019 года может остановить свою работу из-за блокирования США процесса назначения его новых судей. США, напомним, недовольны действиями ВТО — в частности, тем, что в рамках организации отсутствует какое-либо наказание для стран, нарушающих требования о прозрачности торговой политики (в том числе — не уведомляющих о принимаемых ими новых мерах).
Пока апелляционный орган ВТО работает "на пониженных оборотах". В последние полгода суд вынес всего три решения, еще 11 дел находятся на рассмотрении. Проблема в том, что сейчас из семи позиций в апелляционном органе заняты только три (это необходимый минимум для рассмотрения исков). Однако у двоих судей из этой "тройки" срок полномочий истекает в декабре 2019 года. "Без этого ключевого механизма соблюдения регуляторных норм будет утерян важный механизм поддержания стабильности в мировой торговле",— отметила вчера, представляя предложения, еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрём. Предполагается, что инициативы будут рассмотрены на совете ВТО 12 декабря.
В частности, страны предлагают дать судьям возможность продолжать работать над исками даже после окончания формального срока их полномочий. Предложено также увеличить число судей до девяти и прописать требование об их полной занятости в этой должности. Также предлагается упростить апелляционные процедуры — чтобы апелляционное рассмотрение действительно, как положено, занимало не более 90 дней (если иное не согласовано сторонами). Судьи должны будут заниматься рассмотрением лишь вопросов, необходимых для разрешения спора, и не будут обязаны трактовать коллизии во внутреннем нормативном регулировании стран. Для совершенствования работы органа предлагается также раз в год проводить специальные совещания для обсуждения сложившейся практики. Эта мера должна стать ответом на критику того, что орган ссылается на свои прежние решения как прецеденты.
"Остановка работы апелляционного органа поставит репутацию ВТО под угрозу, однако фактически судьи и сейчас не занимаются решением принципиальных вопросов, в частности, связанных с трактовкой нормы о национальной безопасности",— отмечает завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев. США ввели защитные пошлины без какого-либо обоснования действительной угрозы национальному суверенитету и последовательно препятствуют уточнению данной нормы, указывает эксперт. По его словам, ЕС и Китай, напротив, заинтересованы в усилении органа — и шансы на проведение реформы будут зависеть от их решительности и готовности противостоять позиции Вашингтона. Что касается предложений США о повышении прозрачности уведомлений о новых страновых мерах, то они могли бы быть легко реализованы при поддержке других развитых стран — если бы это было основным требованием американской стороны, заключает эксперт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий