Проведенный 18 декабря натурный эксперимент является наиболее масштабным из серии организованных Системным оператором экспериментов по управлению спросом на розничном рынке. Эксперимент стал итогом деятельности совместной рабочей группы АО "СО ЕЭС", АО "Концерн Росэнергоатом" и АО "АтомЭнергоСбыт", а также первым практическим результатом работы совместной рабочей группы АО "СО ЕЭС" и ПАО "Россети" по развитию технологий агрегированного управления спросом на электроэнергию.
При проведении эксперимента осуществлялось скоординированное управление снижением потребления электроэнергии девяти потребителей розничного рынка в трех субъектах Российской Федерации – регионах присутствия дочерней сбытовой компании АО "Концерн Росэнергоатом" – АО "АтомЭнергоСбыт", выступившей в роли агрегатора управления спросом.
Эксперимент проводился в условиях, максимально приближенных к правилам работы агрегаторов, предусмотренным концепцией функционирования агрегаторов управления спросом и проектом постановления Правительства. Оба документа разработаны в рамках "дорожной карты" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет".
Программой эксперимента предусматривались обмен уведомлениями между участниками и снижение потребления в регламентные сроки, соответствующие принятым для механизма ценозависимого снижения потребления на оптовом рынке. Снижение потребления было запланировано в случайные часы из числа плановых часов пиковой нагрузки, установленных для первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии.
АО "АтомЭнергоСбыт" были сформированы три объекта агрегированного управления спросом из заинтересованных потребителей Мурманской, Смоленской и Курской областей. По каждому из объектов управления заявлены объем и длительность снижения потребления: 0,4 МВт и 4 часа для Мурманской, 0,12 МВт и 2 часа для Смоленской и 0,1 МВт и 2 часа для Курской областей. Таким образом, совокупный заявленный объем снижения потребления составил от 0,4 до 0,62 МВт для каждого часа планируемого снижения нагрузки.
Совокупный объем снижения потребления в ходе эксперимента, по предварительной оценке, составил от 0,4 до 1,3 МВт. Достигнутый объем разгрузки многих участвовавших потребителей значительно превысил установленное программой эксперимента значение. Это обусловлено тем, что, как и в предыдущих экспериментах по управлению спросом, потребители с осторожностью подошли к оценке своих регулировочных способностей, чтобы обеспечить гарантированное исполнение заявленных объемов разгрузки. Наличие достаточного количества территориально распределенных потребителей в составе объектов управления, а также достоверной статистики достижимых объемов снижения потребления позволит в перспективе обеспечить более полное и эффективное использование ресурсов потребителей.
По словам заместителя Председателя Правления АО "СО ЕЭС" Федора Опадчего, проведенный эксперимент наглядно продемонстрировал необходимость специальных регуляторных, организационных и технических решений для вовлечения в управление спросом розничных потребителей. "В ходе эксперимента мы на практике столкнулись с теми особенностями потребителей розничного рынка, которые стали предпосылками для создания агрегаторов на зарубежных рынках. Розничные потребители заметно отличаются от оптовых – у них отсутствует почасовое планирование, больше ограничений по объему и длительности снижения потребления, времени суток, когда возможна разгрузка, большая, чем у оптовых потребителей зависимость от внешних факторов. То есть объем и доступность их гибкости варьируется во времени. Агрегаторы, как профессиональные игроки, необходимы, чтобы сформировать из регулировочных возможностей таких разнородных потребителей надежный ресурс, который в дальнейшем сможет непосредственно учитываться на оптовом рынке", – подчеркнул Федор Опадчий.
В эксперименте приняли участие потребители электроэнергии, представляющие различные отрасли, применяющие различные технологии и использующие различные подходы к снижению потребления. Участниками стали предприятие металлургической отрасли, приборостроительный, судоремонтный, авторемонтный и щебеночный заводы, гостиничный комплекс, сельскохозяйственное предприятие и предприятия ЖКХ. Генеральный директор АО "АтомЭнергоСбыт" Петр Конюшенко отметил: "АтомЭнергоСбыт" смог в сжатые сроки провести информационную кампанию, заинтересовать потребителей и привлечь их к участию в эксперименте. Это подчеркивает важную роль, которую могут играть энергосбытовые компании в качестве агрегаторов управления спросом. Мы знаем каждого потребителя и понимаем его возможности изменять график нагрузки, у нас есть история его потребления электроэнергии. Сегодня мы одними из первых вызвались пилотировать технологию управления спросом розничных потребителей. В управлении спросом мы видим бизнес с серьезными перспективами. За время проведения пилотных проектов мы выйдем и на технологический консалтинг потребителей, и усовершенствуем системы учета электроэнергии, и создадим алгоритмы и технические средства агрегирования нагрузки потребителей, вплоть до бытовых. Этот новый бизнес органично вписывается в стратегию нашей компании в области цифровизации".
Снижение потребления в требуемые часы было обеспечено за счет уменьшения интенсивности производственных процессов и перераспределения во времени производственных операций, управления нагрузкой вспомогательного технологического оборудования, а также систем электрического отопления, систем вентиляции и кондиционирования, освещения. Работа персонала отдельных потребителей в процессе управления потреблением в ходе эксперимента демонстрировалась специалистам Системного оператора и агрегатора с использованием видеосвязи. Для оценки объема снижения потребления использовались данные коммерческого учета электроэнергии. Часть потребителей-участников используют для расчетов за потребленную электроэнергию приборы учета, установленные в сетях сетевой компании, входящей в состав ПАО "Россети". Эта особенность стала важной частью эксперимента и позволила отработать процедуру получения информации счетчиков электроэнергии от сетевой компании как оператора данных, обеспечивающего независимую верификацию информации коммерческого учета. В будущем сетевые компании могут стать важной составляющей инфраструктуры управления спросом, обеспечивая предоставление надежной и достоверной информации всем участникам процесса управления спросом: инфраструктурным организациям, агрегаторам и потребителям. Такая возможность активно обсуждается в рамках совместной рабочей группы АО "СО ЕЭС" и ПАО "Россети" по развитию технологий управления спросом на электроэнергию.
Проведенный эксперимент демонстрирует готовность отрасли к масштабному внедрению управления спросом. Заместитель Генерального директора – директор по сбыту АО "Концерн Росэнергоатом" Александр Хвалько отметил: "Появление технологий управления спросом открывает новую страницу в истории электроэнергетики. Впервые появляются реальные условия для того, чтобы потребитель получил возможность активно влиять на баланс в энергосистеме и участвовать в оптимизации работы рынка, перераспределяя свое потребление. Являясь генерирующей компанией, Росэнергоатом, тем не менее, планирует развивать направление управления спросом. Ведь снижая нагрузку в пиковые часы, потребители переносят нагрузку из пиковой части графика в базовую, тем самым повышая эффективность выработки электроэнергии атомными станциями и энергосистемы в целом".
Федор Опадчий подчеркнул: "В рамках эксперимента мы получили уникальную возможность опробовать ту модель, которую мы закладываем в проекты нормативно-правовых документов, регулирующих проведение пилотных проектов по управлению спросом розничных потребителей. Интерес к участию в управлении спросом в качестве агрегаторов проявляют как крупные участники оптового рынка электроэнергии, так и независимые компании. Но самое главное – это интерес конечных потребителей и наличие у них технологий, позволяющих принимать участие в управлении спросом уже сегодня".
Об управлении спросом на электроэнергию
Экономическое управление спросом (англ. – Demand Response) подразумевает добровольное снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением экономической выгоды за осуществление такого снижения потребления.
С 2017 года в России функционирует механизм управления спросом, получивший название ценозависимого снижения потребления, который предполагает участие потребителей электроэнергии и мощности в управлении спросом путем снижения потребления электроэнергии в периоды пиковых цен на оптовом рынке. В то же время значительные ресурсы управления спросом имеются и на розничном рынке, однако их использованию препятствует ряд барьеров – к примеру, отсутствие механизмов трансляции экономического эффекта от управления спросом потребителям розничного рынка.
Агрегаторы управления спросом как профессиональные организации, которые объединяют технологические возможности множества потребителей изменять потребление и конвертируют их в товары и услуги на оптовом рынке, позволяют развивать класс так называемых "активных потребителей" и обеспечивают потребителям розничного рынка дополнительные возможности оптимизации своих затрат на электроэнергию.
Создание таких организаций было предложено Системным оператором в рамках работы по развитию технологии управления спросом на электрическую энергию (ценозависимого потребления) в России. Для этого в рамках утвержденного Правительством РФ плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет" была разработана "Концепция функционирования агрегаторов распределенных энергетических ресурсов в составе ЕЭС России. Агрегаторы управления спросом на электроэнергию" и на основании указанной концепции подготовлен и находится в стадии согласования проект постановления Правительства, регулирующий проведение пилотного проекта по созданию агрегаторов управления спросом
Комментариев нет:
Отправить комментарий