пятница, 22 февраля 2019 г.

Павел Сорокин: “Нефтяная отрасль - не дойная корова, а гигантский инвестор”

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин в интервью газете “Ведомости” рассказал о ходе подготовки соглашения стран ОПЕК+, роли и положении России на мировом нефтяном рынке, а также о том,  как стимулирование добычи может повлиять на ВВП и экономику России, перспективах газового экспорта, топливного рынка и стимулах для развития нефтегазохимии.

Павел Сорокин отметил, что главным стимулом для перехода на работу в Министерство стало желание приносить пользу стране. По его мнению, потенциал для развития в России колоссален.

“Госслужба ради госслужбы меня никогда не интересовала – должно быть желание что-то изменить к лучшему, участвовать в создании системы, которая поможет тем, кто хочет реализовать свой потенциал. Когда появился определенный багаж знаний и возможность пойти в министерство, применить его, я посчитал, что это очень хороший шанс сделать что-то полезное”, - пояснил он.

Одной из важных задач в работе стала подготовка и ведение сделки стран ОПЕК+. Как подчеркнул Павел Сорокин, министерство внимательно следит за динамикой мировых рынков нефти.

“При этом, конечно, фактор сланца США теперь является крайне важным, и мы были бы неправы, если бы сказали, что он не существенен -  конечно, риск того, что рост в США окажется выше прогнозов, существует. Важно всегда держать руку на пульсе и оперативно реагировать. Итоговая цель - это рынок”, - заметил Павел Сорокин.

В части планирования добычи важной составляющей остается налоговая политика. По словам замглавы Минэнерго России, именно от нее, во многом, зависит будущее положение России на мировом нефтяном рынке.

“Налоговой системой мы можем регулировать наше положение на кривой предложения и нашу конкурентоспособность. Поэтому долю рынка мы можем потерять, только если сами будем вести безграмотную налоговую политику и терять добычу. Это один из вызовов, с которым мы будем бороться совместно с Минфином. У нас сейчас с ним налажен очень хороший диалог”, - подчеркнул он.

В настоящий момент добыча нефти в России находится на рекордных уровнях. При этом, для дальнейшего развития сектора без новых мер стимулирования добычи, по мнению Павла Сорокина, удержать достигнутые уровни не получится.

“Сейчас мы совместно с Минфином и Минприроды работаем по дорожной карте по стимулированию добычи нефти, подписанной председателем правительства, и над мерами по стимулированию добычи. Будет проведен аудит запасов, ведь сегодня, по нашим предварительным оценкам, почти половина запасов из уже разведанных не будет разработана без соответствующих льгот. При применении мер стимулирования капитальные затраты нефтяников могут увеличиться еще на 40–50% к 2024 г., т. е. более чем на 600 млрд руб. в год, и привести к росту добычи относительно текущих планов. Это создаст дополнительный спрос на продукцию отечественной промышленности, что уже даст мультипликатор, который нужен для выполнения планов роста ВВП. Нефтяная отрасль должна стать драйвером и источником трансформации, потому что она может обеспечить заказ для всех остальных отраслей, науки, промышленности, чтобы они потом стали тоже конкурентоспособными за счет использования наработок в других отраслях”, - считает Павел Сорокин.

В то же время, Минэнерго России особое внимание уделяет и развитию добыче газа. Россия, традиционно, занимает лидирующие позиции по поставкам газа на рынок Европы, напомнил заместитель Министра.

“Поэтому вопрос, какими темпами будет падать потребление газа в Европе, для нас пока не актуален. Как и в нефти – если сумеем сохранить это преимущество, то уходить с рынка будет чужой газ, хотя рента, которую можно изъять налогами, будет все равно снижаться. Электроэнергия на основе газовой генерации является привлекательной как с точки зрения своих экологических качеств, так и с точки зрения цены и доступности. Поэтому по мере падения собственной добычи газа и сокращения угольной генерации в Евросоюзе, а также возможного перехода от атомной энергетики к другим источникам потенциал для роста спроса на газ в Европе есть”, - выразил уверенность Павел Сорокин.

Еще одним важной и актуальной для Министерства темой остается регулирование и развитие внутреннего топливного рынка. При текущем уровне цен на нефть динамика цен на топливо в 2019 году останется в рамках инфляции, заверил заместитель Министра.

“Если цены на нефть окажутся более высокими, то она будет в рамках инфляции благодаря разработанным инструментам – частичной компенсации разницы между экспортными и внутренними ценами на топливо (демпфер), отрицательному акцизу на нефть для российских НПЗ и региональному мультипликатору к этому акцизу.

Все эти инструменты позволят сгладить большую часть отрицательного эффекта от роста цен, компенсируют номинально 60% от разницы между экспортной ценой и расчетной ценой на внутреннем рынке”, - пояснил он.

Будущее российской нефтепереработки во многом зависит не только от развития топливного рынка, но и спроса на продукты химической промышленности. Нефтехимия содержит гигантский потенциал прироста инвестиций в Россию, считает Павел Сорокин.

“Мы обладаем потенциалом, к примеру, выделять 7–10 млн т этана, который сейчас сжигают в составе газа, и мы уже экспортируем 7 млн т сжиженных углеводородов, которые тоже можно было бы оставить в стране и пустить в нефтехимию. Но для этого нужен экономический стимул. Если это будет сделано, то мы можем в теории к 2030 г. привлечь до $40 млрд дополнительных инвестиций и задействовать почти 10 000 новых рабочих мест, получить более $5 млрд дополнительного несырьевого экспорта”, - подчеркнул заместитель Министра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий