Как прошло главное навигационное событие года: ФЦП «ГЛОНАСС» будет обновлена, беспилотные автомобили выпускают в мае, «друзья Роскосмоса» нашли общую сферу интересов, V2X шагает по миру, Фонд «Сколково» готов поддерживать проекты «Автонет» и многое другое.
23-24 апреля 2019 года в стенах ЦВК «Экспоцентр на Красной пресне» состоялся XIII Международный навигационный форум «Искусство навигации в цифровом мире» - мероприятие, ставшее давней традицией навигационных, космических и транспортных отраслей экономики, страховой телематики, умной городской мобильности и транспортно-логистических услуг, центральное место встречи всех участников рынка на протяжении тринадцати лет.
Более 900 делегатов были зарегистрированы в качестве участников этого долгожданного события. Представители сотен компаний России, Евросоюза, Белоруссии, Казахстана, Индии и Китая, десятки экспертов мирового уровня собрались для обсуждения стратегических вопросов развития цифровой экономики.
Партнерами Форума стали ГК «РОСКОСМОС», НП «ГЛОНАСС», Национальная технологическая инициатива «Автонет», ПАО «Ростелеком», ФГУП «Космическая связь», ООО «Яндекс», Huawei, ООО «Скания-Русь», SpaceTeam, АО «ГЛОНАСС», Iridium Communications LLC, ЗАО НТЦ «Модуль», «Лаборатория умного вождения», «Лаборатория Касперского», Topcon Positioning systems, АО «НИИМА «Прогресс», ФГУП «ВНИИФТРИ».
Пленарную дискуссию «Развитие систем спутниковой навигации. Новые бизнес-модели, навигационные и цифровые технологии в логистике людей и вещей. Национальная технологическая инициатива» торжественно открыл президент НП «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет», член Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию Александр Гурко.
Почетными гостями пленарной дискуссии стали специальный представитель Президента РФ по цифровому развитию Дмитрий Песков, сопредседатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, глава постоянного представительства Европейского космического агентства в Российской Федерации Рене Пишель, первый заместитель генерального директора ГК «Роскосмос» Юрий Урличич, директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Денис Пак, вице-президент ПАО «Ростелеком» Борис Глазков, генеральный директор Яндекс. Такси Тигран Худавердян, директор по продажам в России и СНГ Iridium Communications LLC Дмитрий Тарасов, директор практики Arthur D.Little Вадим Панарин, директор международных программ UNOOSA Шарафат Гадимова и исполнительный директор China Satellite Navigation Office Гуканг Чен.
Свои приветственные обращения озвучили представители институтов развития ключевых рынков вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково» Алексей Беляков, вице-президент блока цифрового, инновационного и регионального развития государственной компании развития «ВЭБ.РФ» Борис Шмытько, генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Александр Пинский, лидер, соруководитель рабочей группы «Аэронет», директор ЗАО «Центр передачи технологий» Сергей Жуков.
Одной из главных тем пленарной дискуссии стало развитие ГНСС -ГЛОНАСС. В частности, сейчас в России идет разработка федеральной целевой программы развития навигационной системы ГЛОНАСС на период 2021-2030 годов.
В настоящее ведется активная работа по разработке программы поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС на период 2021-2030 годы, - указано в послании Дмитрия Рогозина, которое зачитал первый замглавы ГК «РОСКОСМОС» Юрий Урличич.
Он также добавил, что запуск первых космических аппаратов, которые войдут в новую спутниковую систему Сфера, состоятся в 2023 году. Следующее, чем мы будем прирастать в орбитальной группировке, это высокоорбитальный космический сегмент. Предполагается, что шесть космических аппаратов будут развернуты к 2025 году, в 2023 году полетит первый аппарат, - сказал он.
Глава постоянного представительства Европейского космического агентства в Российской Федерации Рене Пишель отметил, что сотрудничество между ЕКА и Роскосмосом поддерживается. По состоянию на сегодняшний день, в ЕС нет единой космической программы. Вместо этого есть целый набор различных программ. Теперь же их планируют объединить в одну.
Исполнительный директор China Satellite Navigation Office Гуканг Чен в свою очередь отметил, что Китай активно способствует выходу за границу системы навигационных спутников «Бэйдоу», намерен сотрудничать со странами и регионами, расположенными вдоль «Одного пояса, одного пути», в сфере применения спутниковой навигации.
В настоящее время спутниковая навигационная система «Бэйдоу» применена во многих сферах в разных странах, в том числе Индонезии, Кувейте, Мьянме, Камбодже, Таиланде, Пакистане, России и т. д. Высокоточные продукты «Бэйдоу» были экспортированы в более чем 90 стран и регионов всего мира. Чтобы предоставить более многофункциональные, высокоточные и надежные навигационные услуги, завершить строительство глобальной навигационной спутниковой системы «Бэйдоу», Китай планирует вывести на орбиту свыше 10 навигационных спутников системы «Бэйдоу» в 2020 году.
Также на пленарной дискуссии обсуждались мировые тренды в сфере высокоавтоматизированных транспортных средств. К примеру, несмотря на то, что по всему миру происходит бум разработок в направлении беспилотных автомобилей, доверие к ним за последние три года заметно снизилось. Такие выводы сделали аналитики международной консалтинговой фирмы Arthur D. Little. Уровень одобрения упал во всех развитых странах, в том числе и в России. Эксперты объясняют парадокс тем, что более углубленное понимание технологии вызывает беспокойство у населения. Такими наблюдениями поделился директор практики Arthur D. Little Вадим Панарин. «Несмотря на то, что в последние годы очень активно развиваются технологии беспилотных автомобилей, доверие населения к беспилотникам заметно снизилось», – заявил он. Например, если в 2015 г. на вопрос «Готовы ли вы воспользоваться полностью беспилотным автомобилем?», положительно отвечали в среднем по миру около 64% опрошенных, то в 2018 г. – уже 57%. В России уровень доверия к автономным автомобилям еще ниже – всего 51%.
Перспективы автомобилей с технологией автономного движения в России во многом будут зависеть от модернизации транспортной инфраструктуры, доступности технологий автономного вождения для разных ценовых сегментов и регуляторной средой, полагает директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Денис Пак.
Представитель Минпромторга напомнил о том, что в России есть несколько проектов по разработке собственных систем автономного вождения. Среди них адаптация серийно выпускаемых легковых автомобилей (например, ООО «Яндекс»), легких коммерческих грузовых автомобилей (ПАО «КамАЗ», ООО «КБ Аврора»), а также новых типов полностью автономных видов транспорта.
При этом существует множество барьеров для внедрения технологий. В их числе Денис Пак назвал отсутствие развернутых сетей 5G (отсутствие инфраструктуры), неготовность компонентов и технологий (систем технического зрения, систем принятия решений) и неприспособленность законодательства к отсутствию на борту водителя. Попытки устранить барьеры на пути беспилотного транспорта предпринимает рабочая группа НТИ «Автонет».
По словам президента НП «ГЛОНАСС», со-руководителя Рабочей группы НТИ «Автонет» Александра Гурко, шесть компаний в 2019 году уже изъявили желание участвовать в тестировании беспилотных автомобилей. Сейчас одна из этих компаний проходит сертификацию и испытания в НАМИ. «Мы надеемся на то, что летом на дорогах появятся автомобили этих компаний», – поделился планами он. Согласно презентации представителя НП «ГЛОНАСС», начать опытную эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в этом году планируют «КамАЗ», «КБ Аврора», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Университет Иннополис, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» («НКБ ВС») и «Яндекс».
Генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян сделал акцент на том, что беспилотный автомобиль станет доступным только тогда, когда он будет безопаснее, чем человек. «Технология должна быть не просто безопаснее, а в 10 раз безопаснее, чтобы человек, наконец-то, ей доверился», – подчеркнул он. Хотя он разделил чаяния всех собравшихся по поводу сложностей на пути внедрения беспилотного транспорта. Тем не менее, он дал достаточно оптимистичные прогнозы – по его оценкам, вопрос должен решиться в ближайшие два-три года.
В завершении пленарной дискуссии исполнительный директор Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС-Форум Владимир Климов провел торжественную церемонию вручения ежегодной премии в области навигации. Одним из лауреатов премии стал член рабочей группы НТИ «Автонет», заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ Султан Жанказиев. Именно его подопечные профессионально прошли квалификационные испытания в рамках конкурса беспилотных автомобилей «Зимний город».
В рамах XIII Международного навигационного форума состоялось первое заседание рабочей группы по развитию беспилотного транспорта и роботизированных систем - «пула друзей Роскосмоса». Во время встречи рассматривались потенциальные рынки по беспилотным летательным аппаратам и сервисам на их основе, а также участие в них госкорпорации как обладателя спутниковой группировки, которая предоставляет услуги и дистанционного зондирования Земли, и навигационного обеспечения. По итогам заседания, советник гендиректора Роскосмоса по науке Александр Блошенко сообщил, что Роскосмос учтет пожелания потенциальных заказчиков и потребителей, высказанные во время заседаний рабочей группы. В будущем подобные встречи планируется проводить на регулярной основе.
Программа XIII Международного навигационного форума включала в себя сессию «Подключенная мобильность. Навигация как основа людей и вещей. Цифровые платформы и большие данные». Модератором дискуссии выступил директор по направлению «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика», генеральный директор АО «НИС» Дмитрий Марков. В ходе сессии эксперты обсудили развитие технологий V2X в мире, стандарты технологий подключенных и автоматизированных автомобилей, подключенный автопарк грузовой техники, создание защищенной телекоммуникационной инфраструктуры и другие темы.
Как отметил генеральный директор компании SpaceTeam Алексей Смятских, дискуссии на различных площадках форума показали, что услуги и технологии, над созданием и развитием которых работают специалисты нашей компании, будут широко востребованы рынком в ближайшие годы.
«Подключенный автомобиль на базе телепатического оборудования ЭРА+, транспортная инфраструктура для беспилотных автомобилей, контроль состояния водителя и персонала, сквозная навигация – мы будем и далее развивать свои компетенции в этих направлениях. Дополнительно хочу отметить, что форум был и остается очень удобным местом для встреч с региональными партнерами, которые традиционно проявляют большой интерес как к нашим разработкам, так и к этому мероприятию», - подчеркнул он.
Второй день XIII Международного навигационного форума был посвящен проектам НТИ «Автонет». На дискуссионной площадке собрались десятки специалистов из областей беспилотного транспорта, нормативно-правового регулирования и больших данных. Обсуждение модерировал президент НП «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко. С докладами выступили: заместитель президента по правовым вопросам НП «ГЛОНАСС» Екатерина Кочергина, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Султан Жанказиев, директор по проектам департамента продвижения технологических конкурсов и инициатив Фонда «Сколково» Александр Якутов.
Далее к дискуссии подключились: начальник управления ПАО «АВТОВАЗ» Александр Виноградов, генеральный директор АО «Легион-Автодата» Богдан Осокин, главный инженер Sreda Solutions Ярослав Домарацкий, генеральный директор Аврора Роботикс Виталий Савельев, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева.
Следующей сессией второго дня XIII Международного навигационного форума стала дискуссия на тему «Тренды рынка Автонет. Инновационные проекты и решения». Модератором выступил руководитель проектов, технологический эксперт НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько.
В обсуждении приняли участие: принципал Roland Berger GmbH Эдуард Черкин, директор департамента статистики и аналитики «Лаборатории умного вождения» Александр Морозов, директор департамента взаимодействия с участниками систем электронных паспортов АО «Электронный паспорт» Борис Ионов, генеральный директор «Электрозаправки.РФ» Андрей Джумаев, заместитель директора по науке «Компас-центр» Анатолий Постолит, заведующая научно-исследовательностим сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева и другие участники.
Заключительным аккордом XIII Международного навигационного стала панельная дискуссия с венчурными фондами и институтами развития по поддержке проектов НТИ, где участники подробно рассказали об основных механизмах финансирования российских технологических компаний рынков сферы «Автонет». Обсуждение модерировал советник руководителя рабочей группы НТИ «Автонет» Роман Малкин. В дискуссии приняли участие: заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям Андрей Микитась, инвестиционный директор KamaFlow Кирилл Тишин, генеральный директор Института государственно-частного планирования Елена Антипина, руководитель департамента венчурных фондов Skolkovo Ventures Павел Морозов, вице-президент блока цифрового, инновационного и регионального развития Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Борис Шмытько
Комментариев нет:
Отправить комментарий