Целевые функции российской электроэнергетики на ближайшие 10-15 лет, а также проблемы и вызовы, возникающие перед отраслью , обсудили участники XIII ежегодной конференции «Российская энергетика: как обеспечить баланс в новых условиях», организованной газетой «Ведомости».
В работе конференции приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, руководители министерств и ведомств, главы энергетических компаний, профессиональных объединений и ассоциаций, лидеры ИТ-индустрии, аналитики, эксперты в области экономики и энергетики. Информационным партнером мероприятия в числе общероссийских и отраслевых СМИ стал портал RusCable.ru
Конференция состояла из трех сессий, объединенных общей идеей:какой должна быть философия развития современной российской энергетики? На первой сессии обсуждалась траектория развития российской энергетики. Модератор – председатель ассоциации «НП «Совет рынка» Максим Быстров, отметил, что в последнее время российская энергетика сталкивается с таким беспрецедентным количеством изменений и вызовов, что возникает вопрос: есть ли у отечественной энергетики тот запас прочности, который позволил бы стране с уверенностью смотреть в будущее?
Запас прочности есть, считает заместитель Министра энергетики России Павел Сниккарс. Но необходимо правильно расставить акценты, определиться с техническими и экономическими балансами, понять, насколько важны для нашей энергетики глобальные преобразования и в каком режиме они должны происходить.
По его словам, каждом этапе развития электроэнергетики возникают свои первоочередные задачи. В настоящее время, например, важно определиться с ценовой нагрузкой на отрасль, в том числе с соотношением платы за резерв мощности и объемами резервов.
Несмотря на то, что энергетиков часто критикуют за содержание больших резервов мощности, планов по снижению резервных мощностей у Минэнерго нет, поскольку в действующих условиях резервы важны для поддержания надежности энергоснабжения. Другое дело, что должны измениться принципы подхода к оценке резервной мощности.
Председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павел Завальный считает, что целевой функцией российской электроэнергетики на ближайшее десятилетие является надежное устойчивое развитие отрасли для обеспечения нужд государства, промышленности и населения.
Энергетика должна быть надежной. А надежность в ценниках не учитывается.
В то же время П. Завальный отметил, что большинство проблем отрасли, выраженных в тарифах, связаны с неэффективностью самой электроэнергетики.
Чтобы кардинально улучшить ситуацию, необходимо довести до логического завершения реформу электроэнергетики, усовершенствовать экономическую модель развития электроэнергетического комплекса, создать условия для формирования интегрированного рынка электроэнергии и развития реальной рыночной конкуренции, вывести из системы ценообразования сетевой комплекс, дав ему одноставочный тариф.
Большой блок вопросов на данной сессии был посвящен Дальнему Востоку. Известно, что финансовая поддержка многих проектов, в том числе и «выравнивание тарифов» на Дальнем Востоке осуществляется за счет нерыночных надбавок на оптовый рынок электроэнергии и мощности. М. Быстров отметил, что «в какой-то момент времени Правительство Российской Федерации перестало видеть в рынке то, для чего он создавался – механизм повышения конкуренции. И рынок начал использоваться как удобный инструмент для сбора денег, замещающий бюджетные инвестиции, а также для перераспределения перекрестки».
В настоящее время в правительстве РФ обсуждается вопрос строительства генерации для энергоснабжения Восточного полигона по перевозке угля. Дополнительные нерыночные надбавки сделают рынок электроэнергии еще более дорогим. Но при этом есть большой риск, что в связи с жесткой климатической повесткой уголь на Восток (в азиатские страны) не пойдет. Как гарантировать эти затраты?
Генеральный директор «Сибирской генерирующей компании» Степан Солженицын убежден, что подобные опасения неуместны. Российский уголь на востоке нужен, в этом сомнений нет. Более того, генерация на Дальнем Востоке строится не только ради перевозки угля, но и для развития региона в целом.
Член правления, первый заместитель генерального директора ПАО «РусГидро» Роман Бердников добавил, что для дальнейшего развития Дальнего Востока должна быть принята единообразная стратегия: либо регион формируется как конкурентная территория, либо как территория развития. От этого зависят источники, структура и порядок финансирования, инвестирование коммерческих проектов и многое другое.
«Углеродное регулирование: риски и возможности российского и мирового рынка» - тема второй сессии, которую вел директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Алексей Жихарев.
В связи с рисками изменения климата Евросоюз ужесточает ограничения на выбросы парниковых газов, готовится ввести трансграничный углеродный налог, корректирует экономический курс с целью через 30 лет прийти к углеродонейтральной экономике («зеленая сделка»).
Климатическая повестка является важным показателем кредитных рисков уже сегодня, подчеркнула старший аналитический директор направления «рейтинги инфраструктуры» S&P Global Ratings Елена Ананьина. Банки, принимая решения о выдаче кредита, начали учитывать ESG-фактор (факторы, влияющие на экологию, социальную среду, управление), причем цена ESG растет. Если компания-заемщик не соответствует ESG (а насчитывается уже более 100 таких факторов), то получит кредит иди по завышенной ставке, или не получит совсем.
По оценкам S&P Global Ratings, на сегодняшний день углеродный след у российских экспортеров этот след не выше, чем у зарубежных.
При этом мы не знаем, как будет рассчитываться ставка углеродного налога и какие потери понесут российские предприятия от введения углеродного налога. По предварительным оценкам, потери наших экспортеров на рынке ЕС могут составить от 3 до 6 млрд. рублей.
Вместе с тем, представитель S&P Global Ratings считает, что углеродный налог для промышленных компаний – не только риск, но и возможность повысить конкурентоспособность своей продукции за счет повышения ее экологичности.
Наиболее существенные риски для нас связаны с адаптацией регуляторных документов России и ЕС по направлениям климатической повестки. Существует опасность, что из-за регуляторных разногласий экспортерам придется платить налог дважды.
Большая дискуссия развернулась по введению в обращение в России «зеленых сертификатов» и признания их в ЕС. Одни эксперты считают, что важным условием признания российских зеленых сертификатов за рубежом является их соответствие международным стандартам, другие, - что нет смысла обольщаться.
Так, первый заместитель генерального директора «Татэнерго» Айрат Сабризанов прямо заявил, что у Запада нет задачи правильно поставить углеродную цель. У него есть цель задавить Россию. Из этого и нужно исходить, формируя национальную климатическую повестку.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Валерий Селезнев, также констатировал, что Россия не может влиять на ту углеродную повестку, которую навязывает Запад. А потому надо вырабатывать свою, которая по целеполаганию совпадает с «их», но нацелена на решение собственных проблем.
В рамках третьей сессии «Цифровые экосистемы в энергетике: курс на трансформацию» участники рассмотрели философию цифровых преобразований в электроэнергетике.
Модератор сессии, руководитель рабочей группы «Энерджинет» НТИ, директор компании «Т-система» Олег Гринько заметил, что в современном мире технология заменила идеологию. Это оказывает влияние на процессы, которые происходят как внутри, так и вокруг электроэнергетики.
Цифровая трансформация, помимо благ, несет для энергетики большие вызовы. Структуры, далекие от электричества – а это банки, автопром, энергосервисные компании и т.д. – хотят «войти» в электроэнергетику разрушив ее традиционную экосистему, состоящую из цепочки «генерация – транспорт – сбыт – потребление – трейдинг», поскольку это дает хорошую прибыль, - сказала председатель правления ассоциации «Цифровая энергетика» Тамара Меребашвили. Одновременно формируется внутренний вызов: с развитием цифровых технологий меняется поведение потребителя. Человек не хочет идти в офис, терять время на выяснение отношений с энергокомпаниями по поводу качества услуг, аварийных ситуаций и пр. Он хочет решать все вопросы быстро и удаленно, не платить за потери электричества в сетях и за неэффективность энергокомпаний. Цифровизация дает ему для этого возможности.
Не все потребители готовы общаться с поставщиками энергии через цифровые сервисы, заметил генеральный директор компании «Атомэнергосбыт» Петр Конюшенко. Например, в Курске в период пандемии, когда из-за самоизоляции населению стали рассылать электронные платежки, люди возмутились и потребовали выдавать их в бумажном виде, чтобы приходить в офисы очного обслуживания, которые стали для многих они центрами социального общения.
Председатель совета директоров «Ротек» Михаил Лившиц сказал о том, что цифровизация меняет кадровую политику компаний. Широкая цифровизация может привести к значительному сокращению персонала, причем е только в электроэнергетике, но и во всех промышленных сферах. Заменить многих специалистов несложно, особенно если учесть, что большинство из них обладают низким уровнем компетенций.
Заместитель Министра энергетики России Евгений Грабчак возразил, что цифра не заменит человеческий ум. А потеря компетенций – это беда. Специалистов надо обучать, исходя из того, что в неоднозначной ситуации принимает решение человек, а не машина.
«В философии цифровизации нельзя отрываться от реальной жизн», - подчеркнул Е. Грабчак. Цифровизация – всего лишь технологический инструмент для улучшения работы отрасли. Но говорить о цифровой трансформации нет оснований: электроэнергетика по-прежнему развивается по законам физики и экономики, а технологический уклад остается таким же, как и 100 лет назад.
После выступления замминистра тон обсуждения заметно переменился. Участники дискуссии пришли к тому, что в центре любых преобразований должен быть человек с его интересами и потребностями. Из этого и надо исходить, решая любые вопросы, в том числе технологические.
Комментариев нет:
Отправить комментарий