пятница, 26 сентября 2014 г.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рассмотрел очередные двенадцать проектов профстандартов

24 сентября с.г. в здании Администрации Президента РФ состоялось четвёртое заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Участие в заседании приняли член Национального совета, Генеральный директор Объединения РаЭл А.В. Замосковный, а также в качестве эксперта - ведущий аналитик Объединения РаЭл А.В.Павлов.

Открывая заседание, Председатель Национального совета, президент РСПП А.Н. Шохин доложил об итогах организационной работы совета в рамках координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в России.

В рамках второго вопроса повестки дня заместитель председателя Национального совета, руководитель Рабочей группы по профессиональным стандартам Ф.Т. Прокопов сообщил о рассмотрении и одобрении группой 12 проектов профессиональных стандартов (ПС): наладчик инжекционно-литьевой машины (термопластавтомата); оператор инжекционно-литьевой машины (термопластавтомата); организатор строительного производства; буровой супервайзер; оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата; слесарь технологических установок; специалист по обслуживанию и ремонту нефтезаводского оборудования;  кровельщик; специалист по химической переработке нефти; асфальтобетонщик; машинист автогрейдера; машинист асфальтоукладчика.

Продолжительную дискуссию у членов Национального совета вызвал проект стандарта «Буровой супервайзер». Основным стал вопрос применения данного стандарта в других отраслях, где применяется аналогичная профессия (буровые работы в геологоразведке, при разработке рудных полезных ископаемых и т.п.). Несмотря на то, что из текста стандарта однозначно следует его применение в нефтегазовой сфере, звучали предложения о корректировке наименования данного стандарта с целью более точного определения сферы его действия.

Следует отметить, что подобные вопросы возникают при рассмотрении многих проектов профессиональных стандартов, которые могут применяться в различных отраслях экономики. В связи с этим, при формировании перечня ПС электроэнергетики, Объединение РаЭл придерживалось модели указания в наименовании стандартов их принадлежности той или иной подотрасли электроэнергетики: «Работник по… гидроэлектростанции / тепловой электростанции / электрических сетей» и т.п.

По итогам обсуждения и с учётом комментария заместителя Министра труда Л.Ю. Ельцовой было принято решение сохранить наименование данного стандарта. После наработки базового корпуса профессиональных стандартов возможна разработка смежных ПС и уточнение наименования уже утверждённых.

Национальный совет одобрил внесённые на рассмотрение проекты профстандартов.

Ещё по одному проекту профстандарта «Слесарь технологических установок» разработчикам было рекомендовано проработать вопрос уточнения его наименования в соответствии с областью профессиональной деятельности.

Также Национальный совет дал отдельное поручение Рабочей группе по профстандартам совместно с РСПП, Минтрудом России и заинтересованными организациями рассмотреть целесообразность разработки «сквозных» ПС и квалификационных требований к ним.
В рамках следующего вопроса повестки дня Национальный совет продолжил формирование отраслевых Советов по профессиональным квалификациям и принял новую редакцию Порядка наделения полномочиями данных Советов. Несколько подобных отраслевых Советов были утверждены на предыдущих заседаниях Национального совета.

С докладом о ходе работы по подготовке законодательной базы по сертификации квалификаций выступила секретарь Национального совета, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцова. В частности, она прокомментировала основные положения доработанного проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки квалификации работников».
В целом, данный законопроект направлен на обеспечение регулирования принципиально нового вида оценки квалификации работников – оценки на соответствие единым требованиям к квалификации граждан, установленными профессиональными стандартами.

Законопроект предусматривает систематизацию действующих норм по аттестации и установление на этой основе общих норм по проведению оценки квалификаций:

- совмещение работодателем процедур сертификации и аттестации посредством проведения аттестации на основе сертификации квалификации работников;
- утверждение порядка проведения оценки квалификации работников локальным нормативным актом;
- учёт работодателями результатов оценки квалификации работников (подбор и расстановка кадров, оплата труда, организации профессионального обучения и т.п.).

В законопроекте сформирована система взаимодействия координационного органа независимой оценки квалификаций с организаторами независимой оценки квалификаций и центрами сертификации квалификаций. Определено место в этой системе общероссийских отраслевых объединений работодателей, профессиональных сообществ и профсоюзов.

Национальный совет рекомендовал Минтруду России продолжить работу над совершенствованием данного законопроекта.
Далее на обсуждение были вынесены несколько проектов нормативных правовых актов (проектов приказов Минтруда России), связанных с вопросами развития системы профессиональных квалификаций и утверждения ПС, а именно:

- обновленная редакция Макета профессионального стандарта (незначительные редакционные корректировки);
- Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов;
- Реестр профессиональных стандартов.

Содержание указанных Методических рекомендаций вызвало определённые вопросы в среде разработчиков ПС. Рабочая группа Национального совета ранее также предложила дополнительно проанализировать необходимость подробной формализации процедур общественного обсуждения проектов стандартов, в т.ч. зафиксированных в приложениях к Методическим рекомендациям.
Реестр профстандартов позиционируется как временный рабочий инструмент учёта разрабатываемых ПС. В дальнейшем планируется его дополнительная гармонизация с различными классификаторами (по видам профессиональной, экономической деятельности и т.п.).

Выступающий на заседании А.В. Замосковный подчеркнул, что введение в действие обновлённого Макета профессионального стандарта и Методических рекомендаций не должно осложнять уже ведущуюся работу разработчиками профстандартов, а также отметил целесообразность отложенной даты вступления в силу этих документов – не ранее июня 2015 года. Данный нюанс будет учтён Минтрудом России при доработке проектов нормативных правовых актов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий