пятница, 30 марта 2018 г.

Кабельные заводы и расширенная ответственность производителя

28 декабря 2017 года "Провода и кабели электронные и электрические прочие" стали объектом действия Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", а на всех производителей и импортеров кабеля стала действовать расширенная ответственность производителя (РОП). Этому была посвящена практическая конференция "Переработка кабеля, РОП, вторичные и первичные материалы в кабельной промышленности", прошедшая в рамках выставки Cabex 2018.

89-ФЗ предусмотрена обязанность производителей, импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров, включая упаковку. Законом № 89-ФЗ установлено, что самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации отходов от использования  осуществляется следующими способами:

  • путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
  • путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);
  • путем создания ассоциации (союза) производителей и/или импортеров товаров.

При этом под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Осуществление с отходами операций по их обезвреживанию (уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду) не обеспечивает выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Одновременно Минприроды России отмечает, что в случае, если сжигание отходов приводит к выделению энергии на квалифицированных генерирующих объектах, то такой способ обращения идентифицируется как утилизация отходов.

Для случаев, когда производители, импортеры товаров не выполняют обязательства по самостоятельной утилизации отходов, установлено взимание экологического сбора.

Норматив утилизации для КПП (группа № 40) определили на ближайшие 3 года: 2018 – 0%, 2019 – 5%, 2020 – 10%.

Производители и импортеры товаров обязаны ежегодно (в срок до 1 апреля) представить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Представление расчета и уплата экологического сбора осуществляются ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Если произведенный на территории Российской Федерации или ввезённый в страну товар вывозится с территории РФ и реализуется за ее пределами, в том числе другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то он не включается производителем, импортером товаров в декларируемый объем товаров, выпущенных в обращение за год.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

  • со дня представления Отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
  • со дня уплаты экологического сбора.

Как пояснила в своём докладе Надежда Беляева, заместитель председателя Комитета Деловой России, Рабочая группа Экспертного совета при Правительстве РФ, гендиректор Делфи, экологический сбор – это неналоговый платёж, который уплачивается производителем/импортером за прошлый год при невыполнении установленной нормы утилизации. Экологический сбор не устанавливается в отношении товаров, подлежащих утилизации и экспортируемых, а так же он не заменяет утилизационный сбор или плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Она подчеркнула, что на сегодня ещё не определены ставки экологических сборов для группы 40 и первый платёж – при невыполнении норматива – производители должны будут сделать в 2020 году. 2018 год будет временем ознакомиться с законом, в 2019 необходимо будет подать сведения за 2018 год, а сам платёж будет не раньше 2020 года, если производитель не сможет обеспечить нормативов утилизации любым из способов. При этом г-жа Беляева особо подчеркнула, что при выполнении нормы утилизации путём обращения к оператору, оператор должен иметь возможности для утилизации – обеспечение объемов необходимой утилизации и подходящего метода, и это особо проверяется Росприроднадзором. Росприроднадзор также является оператором ЕГИС УОИТ - Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, которую можно использовать для подготовки отчетности.

Владимир Марьев, руководитель научно-методического центра "Управление отходами и вторичными ресурсами" Минпромторга России, представил стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Минпромторг с 2016 года отвечает за координацию действий по созданию отрасли. На данный момент НМЦ занят совершенствованием нормативной базы, разработкой предложений по организации системы экспертного управления отраслью по утилизации и разрабатывает пакет мер по стимуляции для работы в отрасли.

На формирование этой, новой для России, отрасли планируют, по словам г-на Марьева, найти 5 трлн. рублей за 12 лет – до 2030 года, чтобы выйти на высокие показатели перерабатываемой и утилизируемой продукции (порядка 80%). Из них 52% должны составить привлеченные частные инвестиции, РОП – 25%, программы госкорпораций 10%, госпрограммы 3% и штрафы и оплата за негативное воздействие 10%. Этот объем финансирования – это экспертная оценка, которая может быть скорректирована.

"По моему глубокому убеждению, группа 40 попала в закон по недоразумению. По недоразумению со стороны писателей и по недоразумению со стороны отрасли. Мы, как отрасль, вовремя не среагировали и получили колоссальную проблему.[…] Специализированные компании сейчас платят владельцам сетей за право осуществить утилизацию кабеля. Учитывая специфику, для кабельной отрасли это по сути будет ещё одной издержкой, не приносящей никакой общественной пользы", – так выразил свою позицию Максим Третьяков, вице-президент "Ассоциации "Электрокабель".

Г-н Третьяков отметил, что годовой оборот кабельной отрасли составил 240 млрд. рублей, поэтому сумма в 5 трлн. вызывает некоторое удивление и желание поучаствовать на этом рынке. Он сообщил, что готовит обращение по исключению кабелей из групп товаров, подлежащих утилизации. Г-жа Беляева сказала, что на ближайшие три года эти группы пересматривать не будут, но в дальнейшем будет шанс исключить – такие прецеденты были.

В 2017 году   благодаря расширенной ответственности производителей Росприроднадзору удалось собрать более миллиарда рублей экологического сбора. Все эти деньги получили регионы на создание мусороперерабатывающих производств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий