Борьба Росаккредитации с серым рынком сертификации вызвала жалобы бизнеса. Ужесточение допуска органов по сертификации к подтверждению соответствия товаров техрегламентам ЕАЭС может парализовать работу компаний, опасается Ассоциация по техрегулированию. Новые критерии в ассоциации считают избыточными и создающими преференции лабораториям других стран ЕАЭС. Наличие сертификата о соответствии или декларации соответствия товара требованиям необходимо для половины импорта в РФ, а сами требования в основном подняты на евразийский уровень. В самой Росаккредитации повышенные требования объясняют приоритетом безопасности продукции для потребителей и выстраиванием доверия к национальной системе аккредитации. С 2021 года ужесточение затронет и российский рынок.
Ассоциация по техническому регулированию предупредила бизнес-омбудсмена Бориса Титова о критической ситуации на рынке оценки соответствия, «парализовавшей деятельность крупнейших органов по сертификации» (“Ъ” ознакомился с письмом). Причина — решение межведомственного совета национальной инфраструктуры качества от 6 ноября об исключении из национальной части реестра органов по сертификации ЕАЭС 182 аккредитованных организаций (84 органа по сертификации и 98 испытательных лабораторий) из 680. По данным самой Росаккредитации, до конца года будет проверено 1,9 тыс. аккредитованных лиц, сейчас — 751, из них 217 не соответствуют новым требованиям.
Речь идет о лабораториях и органах по сертификации, которые оказывают импортерам услуги по подтверждению соответствия их продукции техрегламентам ЕАЭС, и борьбе Росаккредитации с «карманными» (принадлежащими крупным производителям и импортерам) и «коммерческими» (продающими сертификаты без испытаний) компаниями на этом рынке.
По оценкам ФТС, всего подтверждение соответствия или декларация о соответствии товаров тем или иным требованиям нужны для половины импортируемых в РФ товаров ($247 млрд в 2019 году).
В ЕАЭС реестр органов подтверждения соответствия формируется из национальных перечней, а сертификаты вошедших в них органов признаются на всей таможенной территории союза. С 2020 года Россия начала работу по наполнению реестра в рамках специально созданного межведомственного совета на основе новых требований к таким аккредитованным лицам в соответствии с постановлением правительства №1236 от 21 сентября 2019 года.
Участники рынка жалуются на избыточный и субъективный характер новых критериев и невозможность оперативно оспорить решение совета. При этом из реестра уже исключены «лаборатории с уникальной областью аккредитации и оборудованием», что препятствует работе органов по сертификации, пользовавшихся их услугами. С негативными эффектами столкнулись и поставщики, которые не могут провести испытания продукции по уже заключенным контрактам, следует из письма ассоциации (есть у “Ъ”). Его авторы предлагают пересмотреть уже принятое решение совета и скорректировать требования и опасаются, что импортеры «уйдут» в органы по сертификации других стран ЕАЭС.
Хотя исключение органов по сертификации и лабораторий из реестра ЕАЭС не означает их исключения из национальной системы аккредитации (НСА), де-факто отстраненные организации не смогут продолжить работу и в РФ, считает бизнес.
Как пояснил “Ъ” омбудсмен в сфере сертификации, лицензирования и техрегулирования Дмитрий Петров, в рамках НСА они могут проводить оценку продукции на соответствие лишь техрегламентам РФ (их всего восемь, а перечень ЕАЭС насчитывает 48). «Предполагалось, что включение в реестр ЕАЭС будет носить технический характер, однако были добавлены новые требования. В результате многие добросовестные участники рынка лишились возможности работать»,— добавляет он. Остальные страны ЕАЭС ограничились автоматическим переносом в реестр союза данных национальных реестров, отмечают в аппарате омбудсмена.
Впрочем, по мнению первого вице-президента «Опоры России» Марины Блудян, ужесточение требований вполне обоснованно и является реакцией Росаккредитации на возникающие схемы работы недобросовестных участников рынка. «Нам необходимо создать аккредитационную систему, которая бы внушала доверие на международных рынках, без этого не добиться целей по наращиванию экспорта»,— добавляет она.
Как пояснили “Ъ” в Росаккредитации, введение повышенных требований должно ограничить доступ к рынку недобросовестных участников и пресечь необоснованную выдачу сертификатов, поддержав тем самым добросовестных участников и обеспечив доверие к национальному рынку по оценке соответствия.
В Росаккредитации подтверждают поток обращений бизнеса о несогласии с решениями об исключении из реестра ЕАЭС и обещают рассмотреть их в установленном порядке. Новые критерии установлены в соответствии с международной практикой, в том числе стран ЕС, и предусматривают требования, например, к деловой репутации и финансовой устойчивости — это должно «гарантировать необходимый уровень безопасности товаров и услуг на рынке».
Техрегламенты, по которым работают включенные в реестр ЕАЭС аккредитованные лица, регулируют только обязательную сертификацию в социально значимых и требующих особого контроля сферах (например, железнодорожный транспорт, детская и подростковая продукция, средства индивидуальной защиты и пр.). Впрочем, это не означает, что «на внутреннем рынке могут работать некомпетентные участники», добавляют в службе. Так, для выравнивания требований с 1 января 2021 года вводятся новые критерии для аккредитованных лиц и на российском рынке в соответствии с приказом Минэкономики (№707 от 26 октября 2020 года).
Диана Галиева, Олег Сапожков
Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ
Комментариев нет:
Отправить комментарий