понедельник, 3 сентября 2018 г.

"Атомфлоту" требуется газовый форсаж

Как выяснил "Ъ", мощность ледоколов на сжиженном газе, которые намерен заказать "Атомфлот", может вырасти до 45 МВт. По данным "Ъ", ледоколы могут использовать парно в Обской губе, что повысит коммерческую скорость проводки. В сентябре "Атомфлот" планирует отправить на верфи запрос информации и получить коммерческое предложение, выбор места строительства должен быть сделан в 2019 году. Источники "Ъ" считают, что ледоколы общей стоимостью порядка €450 млн потребуются уже к 2023 году для второго СПГ-завода НОВАТЭКа "Арктик СПГ-2".

Ледоколы на СПГ, строительство которых "Атомфлот" обсуждает с 2017 года, могут стать мощнее, рассказали "Ъ" два источника в отрасли. По их словам, прорабатывается установка на ледокол трех электродвигателей по 15 МВт, что увеличит его мощность с 40 до 45 МВт. Ледоколы будут ходить в Карском море и Обской губе, также их планируется эксплуатировать парно для проводки газовозов типа Yamalmax с коммерческой скоростью 8–10 узлов, уточняет один из собеседников "Ъ".

Об идее подведомственного "Росатому" ФГУП "Атомфлот" строительства четырех ледоколов на СПГ стало известно в прошлом году (см. "Ъ" от 22 сентября 2017 года). В июне ФГУП заказал тендерный проект финской Aker Arctic Technology, он должен был быть готов к 31 августа (см. "Ъ" от 13 июня). Также о намерениях строить такие ледоколы заявлял и НОВАТЭК, имеющий большую программу строительства заводов по сжижению газа в Арктике. В компании сообщили, что изучают возможность строительства ледоколов для собственных нужд.

Заместитель гендиректора "Росатома", директор дирекции Севморпути Вячеслав Рукша на вопрос "Ъ" о ситуации со строительством СПГ-ледоколов сообщил, что до конца первой декады сентября "Атомфлот" завершит проект на класс этих судов, дальше будет проведен коммерческий запрос на верфи о стоимости и строительстве, что позволит принять решение о заказе в 2019 году. Он уточнил, что рассматривается возможность использования всей энергоустановки, тогда в форсированном режиме ледокол будет иметь мощность 45 МВт. Перспективы взаимодействия с НОВАТЭКом, структура строительства, финансирования и эксплуатации будут определены в ближайшее время, заявил "Ъ" господин Рукша.

Источники "Ъ" в отрасли полагают, что строить ледоколы будет "Атомфлот" на заемное финансирование под сервисный контракт с НОВАТЭКом. Такая схема уже применялась в проекте "Портофлот", напоминает один из собеседников. Контракт будет заключен на два ледокола, с опционом еще на два или с двумя опционами по одному судну, полагает он.

На рынке основным претендентом на строительство СПГ-ледоколов считали входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод в кооперации с финской Arctech Helsinki Shipyard. Один из источников "Ъ" не исключает, что запрос предложений также получит строящаяся на Дальнем Востоке "Звезда" (управляется консорциумом "Роснефти", "Роснефтегаза" и Газпромбанка), он может быть также отправлен на керченский "Залив".

Стоимость проекта источники "Ъ" оценивают в €250 млн "плюс-минус 10%". Закладка головного ледокола намечена на весну 2020 года, строительство может занять четыре-пять лет. Это технически сложный проект, отмечает источник "Ъ", от заключения контракта до начала резки металла должно пройти минимум полтора года. Развитие СПГ-проектов НОВАТЭКа с опережением графиков ввода и рост перевозок требуют скорейшего создания флота, говорят собеседники "Ъ". В основном СПГ-ледоколы нужны проекту "Арктик СПГ" мощностью 19,8 млн тонн, его запуск намечен на 2023 год.

Глава консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев говорит, что мощность в 40 МВт, как показали модельные испытания, достаточна, чтобы обеспечивать основную работу ледоколов — как при проводке Yamalmax, в том числе в широком канале, проложенном двумя ледоколами, так и при решении других задач "Атомфлота" в западной части Карского моря и Обской губе. Форсирование до 45 МВт оправданно для сложных ситуаций, например, преодоления полей интенсивных сжатий льда, отмечает эксперт, добавляя, что повышение мощности, очевидно, возможно в рамках модернизации разработанного проекта.

Коммерсант

Комментариев нет:

Отправить комментарий