25 января в МИА "Россия сегодня" прошел мультимедийный круглый стол «Январский обвал рубля. Что ожидает россиян и бизнес?». С начала 2014 года российская валюта обесценилась на 60% и продолжает падать вслед за нефтью, которая ставит все новые антирекорды. Эксперты описали текущее положение и некоторые возможные выходы из ситуации. На мероприятии присутствовали представители RusCable.Ru.
«Я бы поставил вопрос, а что нужно ожидать в экономике? Как правило, что в экономике произойдет показывает уровень инвестиций. Внутренние инвестиции падают, внешние инвестиции, по сути дела говоря, исчезли. И эта ситуация с этой точки зрения тревожная – даже более тревожная, чем падение уровня цен на нефть», – такое мнение высказал директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Для диверсификации экономики нужен приток внешних инвестиций, которых нет – «их все распугали», такое мнение высказал эксперт.
«Мы видим, что по итогам 2015 года реальные доходы населения упали на 11,5%. Мы видим, что политика импортозамещения провалилась – поскольку идет абсолютное сокращение объемов промышленного производства. И основная причина этого, помимо того, что мы делаем в геополитике и во всём остальном, это то, что в стране создаётся абсолютно неадекватный инвестиционный климат. […] К сожалению, исходя из того, что сейчас делается – хорошо не будет», - сказал г-н Солодков.
Как считает Александр Широв, заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, то, что сейчас происходит на валютном рынке – это отчасти результат мирового рынка, отчасти и результат той экономической политики, которая проходит в стране. Но при этом волатильность рубля, которую может относительно безболезненно перенести страна, далеко не безгранична.
Негатив от «ослабления рубля» уже перекрывает положительные моменты, которые может создавать девальвация для ряда секторов - лесозаготовительной, химической и металлургической отраслей, считает эксперт. «Что касается курса валют. Наши расчеты показывают, что уровень 82-85 рублей за доллар – он является отчасти критичным. То есть он приводит к негативным последствиям не только для финансовой сферы, но и для экономики в целом. Это доходы населения, это реальный сектор», – сказал г-н Широв. Сейчас недостаточно механизмов инвестирования и поэтому в стране существенные проблемы.
Возможными и наиболее вероятными последствиями такого курса эксперту видятся:
- изменение процентной ставки ЦБ в ближайшее время
- изъятие части валютной выручки у экспортёров
- валютная интервенция, если курс будет совершенно неприемлемый (по мнению эксперта более 85 рублей за доллар.
В свою очередь заместитель начальника департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве РФ Даниил Наметкин отметил, что текущая ситуация в экономике – «отложенные проблемы кризиса 2009 года по всем фронтам». По его мнению, мы видим мультипликативный эффект от текущей ситуации в мировой экономике, накопившихся структурных проблем, закредитованности физических лиц.
«Темпы восстановления экономики при текущей ситуации будут зависеть только от конъюнктуры мирового рынка. Это, конечно, не означает, что мы не должны прилагать никаких усилий, но понятно, что рассчитывать, что мы в текущей ситуации как-то быстро поменяем сложившуюся динамику, нельзя», – сказал г-н Наметкин.
Предсказывать сейчас цены на нефть нет возможности ни у кого. Хотя эксперты с осторожной оценкой говорят, что она должна в течение года выйти на уровень выше 35-40 $ за баррель. «Предсказать сейчас, как будет вести себя цена на нефть, через месяц, через два очень сложно. Но обнадеживает то, что большинство все-таки экспертов – я имею в виду международные финансовые институты, инвестиционные банки – все-таки пока ожидают, что среднегодовая цена на сырье сложится выше 35-40 долларов за баррель», — сказал г-н Наметкин. Хотя и возможен стрессовый сценарий при цене 20 долларов за баррель.
Госпрограммой Минпромторга России отрасли «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» утверждены основные отрасли, которым будет предоставляться поддержка на 2012-2020 гг. В их число входят станкоинструментальная промышленность, тяжелое машиностроение, силовая электротехника и энергетическое машиностроение, металлургия. Отвечая на вопрос корреспондентки RusCable.Ru, будет ли правительство каким-либо образом оказывать содействие производственным предприятиями, которые не могут как минимум в ближайшее время отказаться от импортных компонентов, эксперты сошлись в неутешительной оценке – запланированная программа Минпромторга это единственная надежда. «Если бы у Минфина были деньги – они бы их дали», – сказал г-н Широв. «Если это проекты высоких технологий, то есть фонды. Фонды дают гранты и только такие инструменты есть в наличии. Рассчитывать, что сейчас огульно будут фиксировать какие-то ставки – для этого нет ни денег, не возможностей», - добавил г-н Наметкин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий