На круглом столе комитета Государственной Думы по энергетике перекрестное субсидирование в электроэнергетике признали "пудовой гирей на ногах", мешающей развитию отрасли, и констатировали необходимость комплексного подхода к решению этого сложнейшего вопроса. Круглый стол на тему: "Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на развитие отрасли и экономику страны, меры по его минимизации" прошел в Государственной Думе 25 мая.
Открывая мероприятие, председатель комитета по энергетике Павел Завальный заявил: "Давайте называть вещи своими именами: перекрёстное субсидирование в электроэнергетике – это ценовая дискриминация потребителей". Наиболее известный его вид – фиксированные тарифы на электроэнергию для населения - возникло в 90-х годах прошлого века. Кстати, в советское время тарифы для населения были, наоборот, выше, чем для промышленности. Так в 1982 г. соотношение тарифов для населения к тарифам для прочих потребителей было 3.51, сегодня -0.8, а по расчетам Высшей школы экономики экономически обоснованным является соотношение тарифов для населения к ценам для прочих потребителей 1.3.
Сегодня, на фоне естественного роста электропотребления населения и, соответственно, снижения доли других потребителей, происходит ускоренный рост перекрестного субсидирования, что в свою очередь приводит к увеличению тарифов на услуги по передаче электроэнергии и формированию некорректных ценовых сигналов. В итоге: рост тарифов для малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетной сферы в последние годы значительно превышает инфляцию и сегодня достигает значений более 6 рублей за квт/ч даже в центральной зоне России.
По мнению Завального, неуклонный рост перекрестного субсидирования вступает в противоречие с обозначенными в основных целеполагающих документах приоритетами развития электроэнергетики. Растущие объемы перекрестки противоречат магистральному пути развития энергетики, препятствуют повышению эффективности ее функционирования и, соответственно, стабилизации и снижению тарифов. Председатель комитета по энергетике сравнил перекрестку с пудовой гирей на ногах, которая не дает отрасли не то что взлететь, а просто нормально двигаться вперед, отрицательно сказываясь на развитии всей экономики страны.
Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Павел Сниккарс отметил, что в перекрестное субсидирование в электроэнергетике, в том числе, зафиксированные на уровне ниже экономически обоснованных тарифы для населения – это один из принятых в экономиках целого ряда стран механизм социально-экономической политики. Это необходимо как для снижения "энергетической бедности", так и для смягчения инфляции. В этом смысле перекрестное субсидирование – это нормально. Другое дело, что сегодня в России, по словам представителя Минэнерго, "тарифы для несубсидируемых категорий потребителей уперлись в потолок, и те активно голосуют ногами, уходя в собственную генерацию и инвестируя в присоединение к магистральным электрическим сетям". По оценкам Минэнерго России, реальная величина перекрестного субсидирования в электроэнергетике все годы только растет и на 2017 год составляет 368 млрд., а к 2022 году может достичь 417 млрд. руб.
В качестве решения, Минэнерго предлагает произвести равномерное распределение величины перекрестного субсидирования на все категории потребителей (исключая население), дифференциацию тарифа на услуги ЕНЭС в зависимости от категории потребителей и изменение условий оплаты услуг по передаче электроэнергии при прямом присоединении к ЕНЭС. Еще одним механизмом министерство считает принятие решений в части оплаты резервов сетевой мощности.
Что касается опережающего роста тарифов для населения, Минэнерго не считает возможным предлагать категоричные решения, поскольку это решение должно приниматься, исходя задач сохранения социально-экономической стабильности.
Предложение Минэнерго о перераспределении величины перекрестного субсидирования встретило существенные возражения участников дискуссии, в том числе, представителей комитета ГосДумы по энергетике, ФАС, компании "Русал", Сообщества потребителей энергии, НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. По их мнению, такое решение – полумера, которая вместо снижения объемов перекрестки приведет к стимулированию перехода энергоемких промышленных потребителей на собственные источники энергоснабжения.
Заместитель директора департамента Минэкономразвития России Андрей Габов считает необходимым комплексный подход к решению проблемы перекрестного субсидирования, включающий и постепенное доведение тарифов для населения до экономически обоснованного уровня.Уход от перекрестного субсидирования, связанного с фиксированными тарифами на электроэнергию для населения, возможен даже при существующей системе формирования цен на электроэнергию. Но для этого необходимо выполнение следующих условий:
- опережающие темпы роста тарифов для населения с одновременным развитием механизмов адресной социальной помощи гражданам;
- темп роста тарифов для населения не должен оказывать существенного давления на инфляционный рост.
Для снижения объёмов перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе необходимо сокращение темпов индексации тарифов на услуги по передаче электроэнергии для категории потребителей "прочие" за счёт повышения операционной и инвестиционной эффективности сетевых компаний.
Такие решения сначала могут замедлить экономический рост, но спустя уже 2-3 года, наоборот, дадут дополнительные стимулы для ускорения промышленного роста и инвестиций в экономику, дополнительно увеличить ВВП почти на 1% и на 2,6% - промышленное производство, что поможет поднять доходы населения и компенсировать увеличение его платы за электроэнергию.
Начальник управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Васильев считает важным разработку предельно конкретной "дорожной карты" по определению предельно допустимого уровня перекрестного субсидирования на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в сетевом комплексе, и сокращению его объемов до этого уровня. Он также обратил внимание участников круглого стола на незаинтересованность большинства регионов в снижении уровня перекрестного субсидирования и предложил включить критерий снижения объема перекрестки в регионах в перечень критериев оценки эффективности работы губернаторов.
Также среди возможных мер по минимизации перекрестного субсидирования, на круглом столе прозвучали предложения:
- рассмотреть возможность введения дифференциации тарифа на электроэнергию для населения по объемам электропотребления, в том числе с учетом сокращения диапазона применяемых понижающих коэффициентов при утверждении тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей;
- твердить целевые ориентиры снижения размеров предельных объёмов перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе по годам с ежегодным темпом сокращения перекрёстного субсидирования в объёме не менее 15%. В качестве механизмов реализации этой задачи использовать: сокращение темпов индексации тарифов на услуги по передаче электроэнергии для категории потребителей "прочие" за счёт повышения эффективности сетевых компаний; пересмотр понижающих коэффициентов для отдельных потребителей, включая некоторые категории населения; ужесточение критериев для доступа к льготному технологическому присоединению к электрической сети;
Утвердить предельные сроки действия существующих механизмов перекрестного субсидирования (надбавок к цене мощности и пр.), а также исключить их расширение и появление новых видов перекрёстного субсидирования на оптовом рынке.
По мнению комитета по энергетике, эти меры могут дать положительный эффект, и будут включены в рекомендации комитета в адрес федеральных органов исполнительной власти. Но, прежде всего, необходимо провести анализ влияния перекрестного субсидирования на развитие электроэнергетики и экономики страны в целом, внедрить методологию учёта объёмов перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, позволяющую обоснованно и прозрачно учесть все виды и размеры перекрёстного субсидирования в отрасли и регионах. Только после этого можно готовить предложения и мероприятия по снижению перекрестки до значений, позволяющих развивать конкурентные отношения в электроэнергетике с целью стабилизации и снижения тарифов в интересах экономики и граждан страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий