четверг, 30 августа 2012 г.

"Газпром" не смог договориться с партнерами и остановил реализацию Штокмана

После долгих переговоров и обещаний иностранным инвесторам «Газпром» все же признал, что не в силах реализовать Штокмановский проект. Компания официально заявила, что затраты на проект для нее слишком высоки. Аналитики уверены, что Штокман будет запущен, но не скоро.

«Газпром» договорился с норвежской Statoil и французской Total о том, что Штокмановский проект необходимо временно приостановить, пишет Reuters. «Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе», — сказал член правления экспортной монополии Всеволод Черепанов на отраслевой конференции в Норвегии. «У нас значительные запасы газа... Мы не должны принимать поспешные решения», — сказал он.

Г-н Черепанов добавил, что финальное инвестрешение о первой фазе Штокмана не будет принято раньше 2014 года. По его словам, технически проект сдерживает то, что пока неясно, какая технология сжижения газа подходит для Арктики, а также какое оборудование использовать — надводное или подводное. Замглавы «Газпрома» Валерий Голубев сказал, что решение о компенсации для зарубежных участников не принято. Он уверен, что газ Штокмана будет востребован на рынке, и теперь просто нужно пересмотреть инвестиционные подходы. «Наша задача — выбрать оптимальный путь вперед», — сказал г-н Голубев.

В Shtokman Development AG не стали делать прогнозов относительно будущего проекта. Источник в компании уточнил, что сейчас основными видами деятельности предприятия являются разработка нормативной базы, оценка размещения инфраструктуры на месторождении и т.д. То есть компания продолжает работать в нормальном режиме, пояснил собеседник РБК daily.

Представитель Statoil Бард Глад Педерсен сказал, что компания все же надеется на реализацию проекта и продолжает вести переговоры с «Газпромом». «Для того чтобы Штокман дей­ствительно был коммерчески эффективен, нам нужно определить рамочное соглашение с новыми сроками и условиями», — сказал он. Председатель правления Янник Линдбэк ранее пояснял, что Statoil решила не продлевать существующие соглашения по первой фазе освоения Штокмановского проекта (см. РБК daily от 08.08.12). Норвежский партнер формально покинул проект, списав 335 млн долл. инвестиций. Представители Total на запрос не ответили.

О желании участвовать в проекте заявляли также англо-голландская Shell и американская ExxonMobil (см. РБК daily от 07.06.12). Они участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта. В Shell не стали комментировать остановку Штокмана. Впрочем, представитель компании отметил, что «на волне успеха по СПГ-проекту «Сахалин-2», конечно, хотелось бы расширять сотрудничество с «Газпромом» и по другим проектам». До ExxonMobil дозвониться не удалось.

Штокмановское месторождение в Баренцевом море является одним из крупнейших в мире. Его разведанные запасы составляют около 3,8 трлн куб. м природного газа и около 37 млн т газового конденсата. Изначально планировалось, что добыча начнется уже в 2013 году и достигнет показателя в 95 млрд куб. м газа в год. Но уже на начальном этапе разработки проект начал испытывать сложности. Сроки разработки месторождения перенесли на 2016 год. Еще позже Shtokman Development обратилась с заявкой о продлении их до 2017—2018 годов. Роснедра поддержали заявку, но правительство поставило «Газпрому» в ноябре прошлого года жесткое условие: Штокман должен быть введен в строй не позднее 2016 года. Этот срок был утвержден правительственной комис­сией по ТЭК.

Принятию окончательного инвестрешения помимо высоких затрат мешали неопределенности по налогам. Акционеры проекта долгое время пытались добиться снижения налоговой нагрузки для проекта. В конце марта Владимир Путин заявил, что льготы будут предоставлены. За счет них партнеры по Штокману смогли бы сэкономить порядка 8,5—10 млрд долл., считали аналитики.

Камнем преткновения стала и конфигурация проекта. Первоначально предполагалось, что газ с месторождения пойдет в США. Но рост производства сланцевого газа в стране привел к тому, что проект необходимо было переориентировать на Европу. Было принято решение, что в рамках первой фазы реализации весь газ будет сжижаться и пойдет на рынок в виде СПГ. Но потребности Европы в дополнительном газе со Штокмана в перспективе семь-десять лет нет (за 2011 год потребление снизилось более чем на 10%).

Между тем, Штокмановскому проекту отведена ведущая роль в Энергетической стратегии России до 2030 года, да и Генеральная схема развития газовой отрасли также включает в себя этот проект. В Минэнерго РБК daily не смогли пояснить, будут ли вноситься корректировки в эти документы в ближайшее время в связи с решением разработчиков. Руководитель департамента стратегических исследований Российского энергетического агентства Александр Курдин полагает, что с остановкой Штокмана действительно возникают некоторые проблемы для отрасли. Впрочем, по мнению эксперта, европейский рынок для «Газ­прома» не самое перспективное направление. Логичнее было бы обратить свое внимание на Восток и проявить себя в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С точки зрения газового баланса России Штокман может понадобиться около 2025 года, считает президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Он предположил, что проект будет введен в строй не ранее этого срока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий