Изготовленные по новой технологии контактные провода обладают свойствами, необходимыми для высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Медь обладает одним из наиболее высоких показателей удельной электропроводности, уступая только серебру. Медные сплавы находят широкое применение в производстве электротехнических изделий, в частности, контактных проводов сети высокоскоростного железнодорожного транспорта, в автомобильной и авиационной промышленности.
Как отмечает руководитель НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ», доктор физико-математических наук Рустам Кайбышев, требования к подобным материалам предъявляются высокие: необходимо сочетание прочности, электрической проводимости, способности выдерживать нагревы для достаточно высокой температуры без изменений других свойств, износостойкости, а также технологической возможности производства проводов длиной свыше 1 км.
По словам разработчиков, в настоящее время производятся медные сплавы с соответствующими свойствами для контактных проводов поездов, развивающих скорость до 160 км/час. Однако для контактной сети высокоскоростных магистралей известные медные сплавы и технологии их обработки не позволяют получить необходимый комплекс свойств.
Решение этой проблемы смогли предложить сотрудники НИИ материаловедения и инновационных технологий Белгородского госуниверситета. Для получения проводов из низколегированных медных сплавов был разработан способ обработки, включающий прокатку при температуре 700°С, равноканальное угловое прессование и волочение.
– Разработанный нами способ позволяет получать изделия, полностью соответствующие техническим требованиям – непрерывный цикл прессования обеспечивает производство длинномерных заготовок, имеющих электропроводность более 80% от электрической проводимости чистой меди, термостойкости при температуре 300°С, а также прочность свыше 600 Мпа, – прокомментировал Рустам Оскарович.
По словам учёных, предложенный способ обработки медных сплавов может быть применён для изготовления контактного провода для высокоскоростного железнодорожного транспорта, который может развивать скорость движения до 300 км/ч, а также для кабелей авто- и авиатранспорта.
Информация предоставлена департаментом научной коммуникации и издательской деятельности
Фото: bsuedu.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий