Если хотя бы малая часть всего того, что обсуждалось на главном экономическом форуме, станет реальностью, в Россию придут "умные инвестиции", вернется экономический рост, частно-государственное партнерство достигнет невиданных высот, а просторы Сибири и Подмосковья будут бороздить новехонькие Hyperloop.
Одна из первых панельных сессий ПМЭФ-2016 — "Макроэкономическая политика: стратегия действий" — неизбежно должна была оказаться в центре внимания. В российской экономике наблюдаются как минимум два переломных момента: выход из затянувшейся стагнации и резкое замедление инфляции — до 4% в 2017 году.
С первым в России полный консенсус. "Стратегическая задача — вывести нашу экономику на более высокие темпы роста, чем темпы мировой экономики, и, соответственно, развиваться вперед, догоняя и обгоняя другие страны в экономической мощи, экономическом развитии",— ну разве найдется в стране человек, который станет спорить с главой Минфина Антоном Силуановым?
Часть, впрочем, общеизвестного ответа на вопрос "как?" дал глава ЦСР Алексей Кудрин: "Нам нужно структуру бюджета существенно перестроить в пользу инфраструктуры и человеческого капитала. Это два решающих фактора для будущего роста и инвестиций".
А вот глава ЦБ Эльвира Набиуллина создала первую сенсацию форума. На борьбу с "заякоренными инфляционными ожиданиями" она бросила угрожающее: "Цена дефицита бюджета — это более высокие процентные ставки". Причем, по расчетам ЦБ, на плюс 1% ВВП дефицита бюджета будет приходиться плюс 1% к ставке. Иначе говоря, ЦБ готов компенсировать мягкость бюджетной политики жесткостью денежной.
Пленарная сессия Сбербанка — традиционное для форума высокобюджетное ток-шоу — в 2016 году называлось броско: "Технологии — пропуск в завтра. Изменись или умри". Случайный прохожий — окажись такой на ПМЭФ,— бросив взгляд на слайд с прогнозами (в каком году появится компьютерный нейроинтерфейс, когда станет возможным бессмертие и т. д.), мог бы подумать, что оказался на сходке футурологов. Но нет, и модератор сессии, глава Сбербанка Герман Греф, и большинство присутствовавших прекрасно представляли, что скорость технологических изменений в мире не оставляет отстающим ни малейшего шанса на выживание. Однако настоящим хедлайнером этого шоу неожиданно оказался профессор MIT Лорен Грэм, автор знаменитой книги "Lonely Ideas: Can Russia Compete?" ("Сможет ли Россия кокурировать?"). Его выступление, смысл которого заключался в том, что "невозможно отделить технологии от социально-экономической системы", вызвало бурные аплодисменты в зале, а затем получило миллионы просмотров в соцсетях.
Президент Владимир Путин начал главное пленарное заседание форума "На пороге новой экономической реальности" с того, что дал понять: он тоже технократ. Новые открытия, по его мнению, "способны привести к настоящей технологической революции, к взрывному росту производительности труда", в результате "обесценятся многие производства и активы, изменится спрос на профессии и компетенции, обострится и конкуренция как на традиционных, так и на формирующихся рынках". Не осталась забыто и "улучшение качества госуправления" — тема, которая от сессии к сессии всплывала на ПМЭФ, когда кто-то пытался выйти за рамки технократических подходов к реформированию экономики. Путин объявил, что "в ближайшее время будет создан совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам".
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сконцентрировал свою речь на шагах по улучшению инвестиционного климата и интеграционных процессах в Евразии.
Светская, культурная и спортивная программа ПМЭФ-2016, как всегда, состояла из нескольких десятков мероприятий. Концерты, выставки, забеги, бои без правил и, разумеется, вечеринки — для завсегдатаев форума всегда было делом чести, иногда превращавшейся в доблесть или даже геройство, посетить как минимум несколько. На этот раз гламура и размаха было, правда, поменьше. $50 за баррель, кризис и общая растерянность сказались и на этой стороне жизни форума. Именно растерянность сквозила в светских разговорах простых участников, ведь одной из самых желанных вечеринок был концерт Сергея Шнурова, но организаторы заломили абсурдные 100 тысяч за билет. В результате, кажется, лучший отклик получил традиционный уже квартирник "Открытия", на котором "зажигал" Гарик Сукачев и была воссоздана легендарная "Бригада С".
Шагомер в смартфоне коллеги зафиксировал: за первый день форума пройдено больше 30 км. Одно из главных преимуществ новой площадки ПМЭФ — простор — обернулось и главным недостатком: к концу дня многие участники буквально валились с ног от усталости и горячо желали, чтобы в следующем году там появились траволаторы, как в аэропортах.
Впрочем, намотанные километры — в сумме, учитывая более 10 тыс. участников и три дня работы, их, видимо, получилось около миллиона — стали не единственным рекордом. Организаторы могут торжествовать: контрактов на форуме заключено более чем на 1 трлн рублей. Сколько из них останется только на бумаге, а сколько воплотится в обычные или, наоборот, совершенно фантастические, вроде транссибирского грузового Hyperloop, обсуждать пока рано.
Источник: Коммерсант.
вторник, 28 июня 2016 г.
Решения ХХ ПМЭФ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий