вторник, 27 декабря 2022 г.

Новая система планирования перспективного развития электроэнергетики: методология разработана, практическая реализация начнется в январе

27 декабря Системный оператор при поддержке Минэнерго провел всероссийский онлайн-семинар по подготовке к переходу на новую систему планирования перспективного развития электроэнергетики, которая будет работать в отрасли с начала 2023 года.

Переход на новую систему предусмотрен принятыми в июне изменениями в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Участники семинара подробно рассказали об изменениях, планируемых на уровне подзаконных актов для ее внедрения. Основными темами стали процесс формирования и утверждения схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС), обновленная методологическая основа проектирования развития энергосистем, общественное обсуждение проекта СиПР ЭЭС, подготовка и предоставление перспективных моделей энергосистем.

Заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс подчеркнул высокую значимость перехода к новой системе планирования перспективного развития для отрасли. Он сделал акцент на взаимной ответственности регулятора, Системного оператора и регионов за развитие энергосистем, согласованное с потребностями социально-экономического развития страны. Также замглавы Минэнерго подчеркнул важнейшую роль поступающей из регионов информации о перспективном спросе на мощность, так как на ее основе будут формироваться конкретные инвестиционные планы в электроэнергетике.

«Всех призываю максимально подробно, профессионально и полно обсудить и изучить все необходимые документы, пройти тестирование всех необходимых взаимодействий и сконцентрироваться на конкретных прикладных решениях, которые нужны конкретному субъекту Российской Федерации и в целом помогут социально-экономическому развитию нашей страны», – подчеркнул Павел Сниккарс.

Председатель Правления Системного оператора Федор Опадчий заявил, что необходимость совершенствования системы планирования в отрасли продиктована требованиями нового этапа социально-экономического развития.

«Мы объективно находимся в ситуации, когда в отдельных регионах нашей страны наблюдается быстрый рост нагрузок. Появляются новые «точки роста», связанные с реализацией крупнейших, имеющих общефедеральное значение проектов. Ведется строительство Восточного полигона, укрепляется социально-экономическое положение Забайкалья и Дальнего Востока. Электроэнергетика как ключевая инфраструктурная отрасль должна найти правильные и главное – своевременные ответы на эти вызовы и поддержать экономический рост в этих регионах. При этом необходимо учитывать, что отрасль, в основном, развивается за счет внутренних экономических ресурсов. Основным условием их рационального использования является максимально точное планирование потребности в развитии тех или иных участков энергосистемы. Эти задачи и должна решить новая система перспективного планирования. Она позволит по-хозяйски подойти к имеющимся ресурсам, обеспечить развитие именно тех участков Единой энергосистемы, где этого требует развитие экономики и промышленности», —отметил Федор Опадчий.

Также он обратил внимание участников на то, что в новой системе уделяется большое внимание исполнению проектов, включенных в документы перспективного планирования. Фактически разработка СиПР будет представлять собой регулярный повторяющийся ежегодно процесс планирования – публичного обсуждения – утверждения – анализа реализации проектов – контроля их исполнения, подчеркнул глава СО ЕЭС.

Заместитель директора по правовым вопросам – начальник Департамента нормативно-правового обеспечения Системного оператора Злата Мальцан представила текущий статус разработки новых подзаконных нормативно-правовых актов (НПА), необходимых для реализации норм федерального закона, а также сделала обзор изменений, вносимых в действующие документы.

«В отрасли впервые появились установленные на законодательном уровне требования к разработке документов по развитию энергосистемы: четко распределены функции участников процесса, впервые предусмотрены условия для недискриминационного доступа широкого круга лиц к сложным математическим моделям энергосистемы для различного вида проектных работ и проведения необходимых для этого расчетов. В развитие этих новых положений Федерального закона «Об электроэнергетике» предполагается целая система изменений в законодательстве на уровне подзаконных актов как Правительства, так и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), и этими подзаконными актами будут охвачены все стадии процесса развития энергосистемы», - подчеркнула Злата Мальцан.

Всего для перехода к новой модели перспективного планирования необходимо разработать и принять 16 НПА, предусматривающих как утверждение полностью новых актов, так и внесение изменений в 19 действующих постановлений Правительства РФ и 14 актов ФОИВ. Все основополагающие НПА, в разработке которых Системный оператор принимал самое активное участие, находятся в завершающей стадии их принятия в Правительстве РФ или направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Директор по развитию ЕЭС – руководитель дирекции Системного оператора Денис Пилениекс проинформировал о ключевых нововведениях, предусмотренных в одном из основных НПА – Правилах разработки и утверждения документов перспективного планирования. Их принятие ожидается до конца года.

«В новых правилах меняются иерархия и состав документов перспективного планирования, а также устанавливается обновленная методологическая основа проектирования развития энергосистем. Принципиально меняется подход к тому, что такое СиПР, чем она наполняется, и как впоследствии используются результаты ее разработки. Революционно меняются методические подходы к определению потребностей в объектах генерации. Упорядочивается система формирования исходных данных. Принципиально изменяется роль органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках процедуры планирования перспективного развития и разработки программных документов. Больший акцент делается на аспекты оценки экономической эффективности принимаемых технических решений. Важный шаг сделан в направлении повышения открытости и прозрачности разработки программных документов. Вводится институт общественного обсуждения таких программных документов для того, чтобы обеспечить обратную связь по предлагаемым техническим решениям», – заявил Денис Пилениекс

Директор по развитию ЕЭС напомнил, что существовавшую с 2010 года трехуровневую модель планирования сменит двухуровневая, предусматривающая разработку двух программных документов, – Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и Схемы и программы развития электроэнергетических систем России. Ответственность за их разработку ложится на Системный оператор. Он рассказал об изменении состава и правил наполнения документов перспективного планирования, а также – об упорядочении процесса представления исходных данных.

Отдельно он подчеркнул значимую роль в этом процессе региональных органов исполнительной власти. В числе их основных задач – оценка реализуемости наиболее крупных перспективных проектов, экспертиза предлагаемых технических решений, координация разрабатываемых СиПР ЭЭС со схемами теплоснабжения в регионах. Эффективность такого подхода демонстрируют результаты завершающейся в настоящее время работы по формированию СиПР на 2023–2028 годы.

Так, по словам Дениса Пилениекса, из 123 крупных инвестиционных проектов в 39 регионах РФ заявленной максимальной мощностью 13,2 ГВт органами исполнительной власти субъектов РФ были обоснованы к исключению 14 проектов общей мощностью 1,3 ГВт. Таким образом признана избыточной реализация технических решений, сопоставимых с максимальным объемом потребления мощности целой региональной энергосистемы – такой, например, как энергосистема Калужской области.

Важная часть семинара была посвящена формированию методологической основы проектирования развития энергосистем. С обзором соответствующих методических указаний выступил заместитель генерального директора – руководитель дирекции по развитию энергосистем дочерней компании Системного оператора АО «НТЦ ЕЭС» Петр Антонов.

«Методические указания по проектированию развития энергосистем сегодня в новой системе нормативных актов отвечает на вопрос «как?». Документ, состоящий из 15 глав, отражает требования к тому, как мы формируем прогноз потребления, балансы мощности, балансы электрической энергии, в отдельную главу выделена балансовая надежность. Включен большой блок по критериям формирования технических решений как в части реализации капиталоемких мероприятий по развитию электрических сетей и объектов генерации, так и в части систем противоаварийного управления. Отдельная большая глава посвящена оценке экономических последствий реализации документов перспективного развития. Методические указания распространяются не только на документы перспективного развития, к которым относятся Генеральная схема и Схема и программа развития электроэнергетических систем, но и на такие процессы, как технологическое присоединение потребителей и объектов генерации к электрическим сетям, под которое выделены отдельные минимальные требования для его обеспечения, вывод объектов электроэнергетики из эксплуатации, а также любые другие работы, которые связаны с принятием технических решений в области развития энергосистем», - отметил Петр Антонов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий