понедельник, 31 августа 2015 г.

ПАТЭС делают, экипаж готовят, в 2018 году состоится пуск

На земле и воде - плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» может обеспечить энергией небольшой город. Это не просто автономный энергоблок, который без труда можно перемечать в пространстве, а целый комплекс с жилыми помещениями и техникой, необходимой для его обслуживания. «Академик Ломоносов» заменит Билибинскую АЭС на Чукотке. Хотя срок ввода в эксплуатацию ПТЭС запланирован на конец 2018 года, побродить по уникальному объекту уже возможно, правда, далеко не всем желающим. На месте в Санкт-Петербурге побывала обозреватель редакции «Арктик-ТВ» Екатерина Гладышевская.

На плавучей станции есть каюты, которые предназначены для приезда всевозможных специалистов, допустим, для проведения регламентных работ. В одной каюте будут жить два человека. А вот основной экипаж будет жить в одноместных каютах со своим санитарным блоком.

Тот, кто ни разу не был на ледоколах, вряд ли представляет, какой будет ПАТЭС внутри. Строители уверяют, жилая зона ничем не уступит комфортабельной гостинице. И хотя плавучая АЭС- не ледокол, площадь кают будет  примерно та же. Здесь смогут разместиться более 70 человек. Не менее достойно будут выглядеть библиотека, тренажерный зал, административные помещения.

Здесь уже установлено сантехническое оборудование. Выполнены работы по зашивке панелями переборок. Сейчас заканчиваются электромонтажные работы. Дальше будет проведён настил ковровых покрытий и установка мебели.

ПАТЭС – головной проект целой серии мобильных атомных энергоблоков, призванных поставлять энергию и тепло в те края, куда порой и добраться непросто. Она сможет не только обеспечить энергией производственные объекты, но и осветить и обогреть небольшой город.  Максимальная мощность - 70 мегаватт.

«Топливо для плавучих станций уже разработано, - говорит Юрий Фадеев, главный конструктор реакторных установок. - Более того, оно прошло весь комплекс испытаний и сейчас находится на ответственном хранении ОКБМ. Отработанное топливо будет накапливаться в хранилищах в составе ПЭБ, а после, когда судно пойдёт на средний ремонт, топливо будет выгружено и отправлено на переработку».

Сергей Завьялов, заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом», поясняет: «Такого проекта в мире не было до настоящего времени. То, что мы имели ранее, исполненное американцами для строительства Панамского канала, это  ядерная установка на военном судне «Либерти». Она была  неким прообразом. Но это было временное решение, ориентированное на совершенно конкретные задачи строительства. То, о чем мы говорим сегодня, то, что мы демонстрируем сегодня – это прообраз развития нового направления атомной энергетики».

Почти 100% материалов – отечественного производителя. «Академик Ломоносов» вобрал в себя все достижения атомного судостроения. Он ориентирован для работы в арктических условиях, потому абсолютно надёжен. Но подойдёт и для более мягкого климата – ему не страшны ни смерчи, ни землетрясения. Несмотря на то, что проект ещё не закончен, «Балтийский завод» уже готов к их серийному выпуску. Залог уверенности – огромный опыт. «У завода достаточно большая история в строительстве атомных судов, - напомнил Александр Ковалев, главный строитель ПАТЭС «Академик Ломоносов». - Ведь весь атомный надводный флот за исключением двух судов:  ледокола «Ленин», построенного нашими коллегами на адмиралтейских ветвях, и лихтеровоза «Севморпуть», построенного в Керчи, весь атомный надводный флот был сделан здесь».

Срок эксплуатации ПАТЭС  40 лет. Но по опыту ледоколов, этот ресурс может быть превышен даже втрое. Конечно, при умелой эксплуатации.

Чтобы управлять такой махиной, одной теории недостаточно. Будущих специалистов готовит Центральный институт повышения квалификации госкорпорации «Росатом», образованный в 1969 году. Одновременно здесь могут посадить за парты 700 человек. Но самое интересное это то, что практические навыки можно нарабатывать здесь же. Полномасштабный тренажер в точности повторяет главный пост управления ПАТЭС «Академик Ломоносов». Даже цвет стен тот же. Это рабочее место пяти человек, которые полностью управляют всей атомной станцией.

Создание этого тренажера потребовало огромных усилий. Ещё нет самого объекта, а уже есть работающие пульты. Математическая модель создана, описаны все процессы, которые идут в действующей установке. Всё в режиме реального времени.

В отличие от статичных АЭС, где каждым цехом управляют отдельные специалисты, здесь все сосредоточено в одном месте. За бесперебойную работу  комплекса отвечают 2 оператора – по одному на каждую реакторную установку. Сымитировать можно любую ситуацию,  например, отказ механизма или обрыв трубопровода. За действиями обучающихся следят видеокамеры. После каждого задания – разбор полётов.

Тем не менее, случись форс-мажор, первые 12 минут вмешаться в ситуацию не удастся, так как  управление берёт на себя автоматическая система. За это время операторы должны оценить обстановку и определить уровень опасности.

«Автоматика за всем следит. Влияние человеческого фактора стараются снизить, - замечает Евгений Гаврилов, начальник отдела подготовки эксплуатации ПАТЭС, - потому что статистика говорит о том, что все отказы, все неправильные действия во время аварий, вернее, отклонений от нормальной эксплуатации, все они происходят за счёт человеческого фактора».

Михаил Тарасов,  главный инженер ПАТЭС, дополняет коллегу: «Основная часть  персонала, который сейчас принимается на обучение, - это либо бывшие военные, либо люди, отработавшие какое-то время на ледокольном флоте. Если раньше сменный график работы предполагался четыре месяца работы через четыре месяца отдыха, то в настоящее время предусматривается два месяца вахты через два отдыха».

Спустя 2 года обучения два экипажа будут полностью готовы к работе на новой станции. «Академик Ломоносов» заменит вырабатывающую свой ресурс Билибинскую АЭС на Чукотке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий