30 мая 2011г Комитет Госдумы по энергетике провел парламентские слушания тему «О законодательном обеспечении развития торфяной отрасли».
В своем выступлении Председатель Комитета ГД РФ по энергетике Юрий Липатов отметил: «Комитет Государственной Думы по энергетике проводит постоянную работу по совершенствованию законодательной базы в торфяной отрасли. Специальные расширенные заседания Комитета по этому вопросу констатировали неуклонное ухудшение дел в отрасли : в 90-е годы в Российской Федерации добывалось свыше 50 млн. тонн торфа, в этом году добыча составила менее 1,4 млн.тонн (добыча торфа уменьшилась в 20 раз; производство торфяных брикетов в 25 раз; использование торфа на энергетические цели сократилось в 6 раз; использование торфа в агропромышленном комплексе сократилось в 40 раз).
Очередным сокращением использования торфа обернулась предусмотренная Федеральным законом № 35-ФЗ "Об электроэнергетитке" приватизация генерирующих мощностей в электроэнергетике. Новые владельцы, преимущественно иностранные компании, исключают торф из используемых видов топлива. Такая ситуация сложилась, например на Шатурской ГРЭС в Подмосковье.
Во всем мире торф и растительное сырье для использования в энергетике перерабатывается в топливные пеллеты. В Российской Федерации в настоящее время действует более 200 предприятий, производящих топливные пеллеты из различного органического сырья. Проблема в том, что наша энергетика не использует этот вид топлива и пеллеты полностью идут на экспорт, например, в Финляндию.
В связи с обстановкой на мировых энергетических рынках, сложившейся в начале экономического кризиса, отечественная газовая отрасль заинтересована в реализации добываемого в России газа на внутреннем рынке. Этому способствует и процесс выравнивания внутренней и внешней цены на газ, с учетом транспортной составляющей. Таким образом, газовая отрасль сегодня заинтересована в расширении внутреннего сбыта газа, что отнюдь не способствует использованию местных топливных ресурсов, каким является торф.
В настоящее время практически не проводится разведка новых торфяных месторождений, а также отсутствует единая база данных по разведанным и прогнозным запасам торфа, что значительно осложняет объективную оценку потенциала его использования. Уже долгое время не проводится работа по составлению топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации. Наличие торфа в таких балансах для областей с большими разведанными запасами торфа являлось бы основой долговременного его производства и использования. Добыча торфа - сезонное производство, требующее долговременного планирования и больших предварительных затрат. От начала разработки торфяника до получения товарного торфа проходит не менее трех лет.
Но главным фактором, отрицательно влияющим на положение торфяной отрасли в Российской Федерации, являются изменения, внесенные в 2000-х годах в законодательную базу в области природопользования. После принятия новых редакций Лесного и Водного кодексов торфяники стали относиться и к землям лесного фонда и к водным объектам. Платежи за пользование гектаром лесного фонда, особенно в пригородных особо охраняемых землях лесного фонда делают разработку торфа вблизи от мест его потребления убыточной. Разработка новых, удаленных от охраняемых лесных зон, площадей при сегодняшнем состоянии отрасли и отсутствии внятного спроса на рынке является затратной.
В то же время отнесение торфоразработок к водным объектам не лимитирует площадь добычи и кардинально меняет величину платы за землепользование. Примером последствий этого выбора являются два наших ведущих предприятиях - "Вяткаторф", которому повезло с отнесением его участков к водным объектам и "Шатураторф" - в этом отношении не повезло.
Дополнительным бременем для торфяной отрасли является отнесение торфа к полезным ископаемым и регулирование его добычи в соответствии с законодательством о недрах. Поскольку отношения, возникающие в связи с использованием торфа, регламентированы Законом РФ "О недрах", в целях разработки торфяного месторождения требуется оформление отношений недропользования, включающих получение лицензии и права пользования горным отводом. При этом, под горным отводом понимается геометризованный блок недр. В лицензии на недропользование должно содержаться указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование, а также указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Необходимым становится наличие маркшейдерской службы и выполнение требований, предусмотренных законодательством об опасных промышленных объектах. Отдельные сложности возникают при оформлении лицензии на участок недр, в зависимости от того, отнесен ли в данном субъекте Российской Федерации торф к общераспространенным полезным ископаемым или нет.
Участникам парламентских слушаний предлагаются законопроекты "О торфе" и "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона «О торфе». В первом даются необходимые определения, во втором и содержится эта норма о выведении объектов добычи торфа из-под действия Лесного кодекса и отнесение их к водным объектам. Участникам парламентских слушаний нужно определить, достаточно ли этих изменений в законодательство и следует ли вносить законопроекты в Государственную Думу.
Надо ясно понимать, что снятие неоднозначных положений в лесном и водном законодательстве и отмена излишнего регулирования, связанного с законодательством о недрах означает сокращение налоговой базы Федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отдавать себе отчет, какая существует альтернатива этим изменениям законодательства.
Альтернативой является реструктуризация торфяной отрасли. Перечисленные негативные факторы сегодня ставят под вопрос существование торфяной отрасли в Российской Федерации в целом.
Комитет по энергетике считает этот путь будет неверным. У отечественной торфяной отрасли есть будущее, о перспективности использования местных источников биотоплива свидетельствует опыт развитых стран мира. Развитие малой энергетики в нашей стране, а именно, централизованного теплоснабжения, когенерации на основе источников тепловой энергии сделают торф востребованным энергоресурсом. Централизованное электроснабжение небольших удаленных населенных пунктов и предприятий от энергетических сетей становится экономически невыгодным. Местные виды топлива, в первую очередь торф, должны сыграть решающую роль в создании инфраструктуры распределенной энергетики».
понедельник, 30 мая 2011 г.
Юрий Липатов: "У отечественной торфяной отрасли есть будущее"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий