четверг, 27 февраля 2014 г.

За неплатежи сетям можно будет вылететь с энергорынка

Минэнерго предлагает разрешить выгонять энергосбытовые компании с оптового энергорынка (ОРЭМ) не только за долги перед генерацией, но и за неплатежи электросетям. Объем таких долгов резко вырос после того, как не платить генераторам стало слишком рискованно: в 2013 году за это вылетело с ОРЭМ и тем самым лишилось бизнеса 13 региональных энергосбытов. Минэнерго также собирается ввести строгие меры и к недобросовестным потребителям, задолжавшим сбытам,— в том числе уголовную ответственность для руководства компаний-неплательщиков.

Минэнерго готовит проект постановления правительства, согласно которому лишать гарантирующих поставщиков (ГП, основные энергосбыты региона) права работать на ОРЭМ можно будет не только за задолженность перед продавцами электроэнергии, но и перед электросетями. Об этом вчера рассказал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко.

Выгонять энергосбыты с ОРЭМ за неплатежи генкомпаниям стали лишь в прошлом году, после чего платежная дисциплина на этом рынке резко выросла: в 2012 году общий долг на ОРЭМ вырос на 64%, тогда как в 2013 году сократился на 0,68%. Но сразу же начался рост долга перед сетями, за который сейчас на рынке не наказывают. В итоге в 2013 году общий долг ГП перед компаниями "Россетей" вырос на 26%, до 63,6 млрд руб. Общая задолженность на розничном энергорынке, по словам господина Кравченко,— 168 млрд руб., а у некоторых сетевых компаний, например у МРСК Юга, он сравнялся с годовым объемом инвестпрограммы.

По словам замминистра, осталось только определить, как правильно зафиксировать размер этой задолженности. Глава НП ГП и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая поясняет, что долг перед генераторами рассчитывается инфраструктурой ОРЭМ, а задолженность перед сетями и их встречная задолженность по платежам за потери зависит от разногласий в определении объемов полезного отпуска электроэнергии. "А эти разногласия весьма обширны, так как сети заинтересованы в увеличении объемов отпуска и уменьшении величины потерь",— говорит она. Именно из-за этого долги сбытов перед сетями исключили из объема задолженности лишенного статуса ГП, которую должен гасить победитель конкурса на его зону деятельности. "Россети" оспаривали это в суде, но проиграли в декабре 2013 года.

В НП "Совет рынка" "Ъ" сказали, что проблему с долгами ГП перед сетями признают важной и лишение статуса — один из вариантов ее решения. В "Россетях" поддерживают инициативу: снижение долга положительно скажется на финансировании ремонтов и инвестпрограмм. Лишение ГП статуса участника ОРЭМ за долги сетям поможет "Россетям" снизить коммерческие потери (неоплаченная электроэнергия), считает Владимир Скляр из "Ренессанс Капитала". При этом у сетей нет никаких механизмов влияния на ГП, отмечает он.

Господин Кравченко признает, что лишение права работы на ОРЭМ за долги перед сетями не принесет результата, если не будет решена проблема с неплатежами "неотключаемых" потребителей, управляющих компаний ЖКХ, бюджетных организаций. Минэнерго готовит меры по повышению платежной дисциплины на рознице, говорит он: проект дорабатывается юристами и будет скоро направлен на обсуждение в федеральные органы исполнительной власти. Среди мер, в частности, изменение категории "неотключаемых потребителей": предприятие будет попадать в нее только по поручительству, а при неоплате электроэнергии "руководитель организации будет привлекаться к уголовной ответственности". Впрочем, о разработке таких мер в Минэнерго говорили и в 2012-2013 годах, но уголовную ответственность в поправки так и не внесли.

Минэнерго намерено усилить ответственность регионов за присвоение статуса "вынужденного генератора" неэффективным ТЭС, рассказал вчера заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко. Сейчас регионы могут запретить вывод слишком дорогой для энергорынка генерации, если она нужна для теплоснабжения. Как правило, правительство их поддерживает, и в результате ТЭС получает высокий тариф на мощность, частично компенсирующий и затраты на тепло. Теперь от местной власти могут потребовать расчет социально-экономических последствий от продолжения работы неэффективного генератора, объяснил заместитель министра. Субъект должен взять на себя обязательства по компенсации затрат на тепло и проведение замещающих мероприятий (например, строительство новой котельной). "Содержать объект по электрике, если он нужен только по теплу, неразумно",— говорит господин Кравченко. Необходимая выручка вынужденных ТЭС может быть ограничена, отмечает он. Сейчас губернаторы, как правило, отказываются компенсировать из бюджета расходы на дорогую генерацию, поясняет источник "Ъ" на рынке.

Источник: Коммерсантъ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий