На фоне споров о едином инфраструктурном операторе Севморпути (СМП), которые, вероятнее всего, выиграл "Росатом", в правительстве начали искать куратора развития Арктики и Антарктики. Обсуждаются два аспекта — выбор собственно структуры (себя выдвигает Минприроды) и создание подведомственного ей федерального агентства по Арктике и Антарктике в Санкт-Петербурге. Между тем активная аппаратная борьба между потенциальными партнерами по развитию полярных регионов уже началась: министерства говорят о негативных последствиях передачи ряда их функций "Росатому".
После согласования "Росатома" в качестве единого инфраструктурного оператора Севморпути (см. "Ъ" от 8 ноября) в правительстве перешли к обсуждению ведомства—куратора Арктики и Антарктики. Как следует из поручения вице-премьера Дмитрия Рогозина от 3 ноября, Минэкономики, "Росатом", Минтранс, Минприроды и МИД должны до 20 ноября представить в правительство предложения по созданию центра управления Арктической зоной РФ и выбрать орган власти, который будет отвечать за развитие Арктики и Антарктики. Также ведомства должны проанализировать возможность создания федерального агентства по Арктике и Антарктике и его размещения в Петербурге. Все эти предложения изложены в письме президенту его помощника Андрея Белоусова (есть у "Ъ"), 18 октября Владимир Путин своей подписью с ними согласился. По информации "Ъ", с идеей создать агентство в Петербурге выступил губернатор города Георгий Полтавченко.
В "Росатоме" "Ъ" заявили, что внесли свои предложения, от подробных комментариев отказались. В аппарате Дмитрия Рогозина и в Минтрансе от комментариев отказались. В других вышеупомянутых ведомствах на запрос "Ъ" не ответили.
Тем временем, как стало известно "Ъ", о своем интересе к курированию Арктики уже заявило Минприроды. Замминистра Светлана Радченко в письме в Минэкономики назвала "целесообразным" определить именно Минприроды ответственным за координацию деятельности федерального агентства по Арктике и Антарктике: "Такая конструкция позволит эффективно использовать инструменты развития минерально-сырьевых центров макрорегиона, имеющиеся в системе министерства". И хотя Минприроды поддержало наделение "Росатома" оператором СМП, оно настаивает на сохранении за своим Росгидрометом полномочий по гидрометеорологическому обеспечению Севморпути. Возможная передача "Росатому" ледово-информационной системы "Север" снизит оперативность получения морских метеорологических, гидрологических и ледовых прогнозов, что повысит риски судоходства в Северном Ледовитом океане, уверены в Минприроды. О проблемах при передаче системы "Росатому" Минприроды рассказал руководитель Росгидромета Максим Яковенко (копия письма есть у "Ъ"). При этом, говорится в письме госпожи Радченко, формированием госполитики, нормативно-правовым регулированием социально-экономического развития Крайнего Севера и Арктики, а также формированием и развитием "опорных зон" (см. "Ъ" от 10 ноября) должно и в дальнейшем заниматься Минэкономики.
Член научного совета при СБ РФ, директор консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев называет непонятным создание федерального органа исполнительной власти, ответственного "за развитие как Арктики, так и Антарктики". Российская Арктика — зона экономического роста, развитие которой связано в последние восемь столетий исключительно с освоением минеральных ресурсов, а хозяйственное освоение Антарктики безусловно запрещено. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 года прямо указывает: любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается.
Очевидная проблема освоения Арктической зоны — отсутствие эффективного механизма межведомственного взаимодействия, говорит господин Григорьев: функции Минэкономики — это стратегическое развитие, Минприроды — управление проектами освоения минеральных ресурсов, гидрометеорологическое обеспечение, охрана окружающей среды. А задачи по развитию обеспечивающей транспортной инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие портовых мощностей и железнодорожной сети, автодорог, развитие полярной авиации — исключительно в ведении Минтранса. Нельзя "откромсать" от каждого министерства часть функций в пределах ограниченного региона и передать их в ведение непрофильному "Росатому". Арктика — часть страны, считает эксперт, и нельзя нарушать сложившуюся систему целостного управления.
Источник: Коммерсант
Комментариев нет:
Отправить комментарий