среда, 28 января 2015 г.

За электроэнергию стало выгодно не платить

Как и опасались генерирующие компании в конце прошлого года, вслед за ухудшением экономической ситуации уже в январе снизилась платежная дисциплина на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Общая задолженность участников ОРЭМ с начала года к 21 января выросла на 16%, до 54 млрд руб., сообщило НП "Совет рынка" (регулятор энергорынков). Таких резких скачков в прошлом году не наблюдалось: максимальный прирост месяц к месяцу составил 3% в сентябре, а общая сумма долга держалась в диапазоне 44,2-48,2 млрд руб. Сравнимый уровень задолженности последний раз наблюдался в феврале--марте 2013 года — около 58 млрд руб., но тогда "Совет рынка" только начал бороться c энергосбытами-неплательщиками (в основном входившими в холдинг "Энергострим"). Генераторы в конце 2014 года опасались, что рост неплатежей может привести к проблемам у энергокомпаний с оплатой топлива и подрядных работ.

В "Совете рынка" не называют причин роста долга. По мнению главы НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) Натальи Невмержицкой, есть два фактора — ухудшение платежной дисциплины перед энергосбытами на розничном рынке и резкий рост ставок при кредитовании кассовых разрывов (до 35-40%). По ее словам, январь — традиционно самый провальный месяц по сбору платежей из-за длинных праздников и отсутствия платежей бюджетников. Но в январе 2014 года уровень долга на ОРЭМ даже снизился на 0,1% к декабрю 2013 года. С прошлого декабря до конца февраля недобросовестных плательщиков на ОРЭМ освободили от финансовых гарантий оплаты их потребления в следующий период. Этот фактор также мог привести к росту задолженности, но госпожа Невмержицкая уверена, что это изменение, наоборот, позволило не тратить кредитные лимиты на оформление фингарантий взамен привлечения оборотных кредитов для расчетов.

Чтобы повысить уровень платежей, генераторы предлагают вдвое повысить пени за задержку платежа (сейчас 18% годовых), вопрос об этом есть в материалах к заседанию набсовета НП "Совет рынка" 27 января, его инициировал "Росэнергоатом". При высоких ставках потребителям и энергосбытам выгоднее кредитоваться за счет ОРЭМ, что ведет к росту дебиторской задолженности генераторов. Сбыты могут класть поступающие платежи на депозит и зарабатывать на процентах даже с учетом выплаты пеней, рассказывает источник "Ъ" в одной из генкомпаний. Директор НП "Совет производителей энергии" Игорь Миронов уверен, что увеличение пеней вдвое решит проблему кредитования за счет выручки генераторов.

Но остальные участники рынка идею не поддержали. Пени могут достигнуть 36% годовых, поясняют в НП "Сообщество потребителей энергии", это почти вдвое выше ставки краткосрочных кредитов энергетикам, которая в среднем составляет около 19-24%. В партнерстве видят в этом попытку сделать из стимула своевременной оплаты "новый способ получения дохода для генкомпаний". Когда восстановится платежная дисциплина и снова заработают фингарантии, "потребителям придется фактически дважды оплачивать электроэнергию даже в случае небольших задержек", говорят в партнерстве. В НП ГП и ЭСК согласны, что штрафы должны быть выше цены банковских кредитов, но по всей цепочке платежей — потребители, услуги сетей по передаче, ОРЭМ — пока же санкции на оптовом рынке в два с лишним раза выше. В Федеральной сетевой компании считают, что при увеличении пени генераторы обеспечат себе безубыточность, но вырастут неплатежи сетям: при дефиците средств сбыты будут в первую очередь рассчитываться на ОРЭМ. В компании предлагают установить для всех участников энергорынка равную неустойку на уровне двух ключевых ставок ЦБ (то есть 34% годовых сейчас).

Рост неплатежей показал определенный дефект действующей системы рынка, полагает Михаил Расстригин из "ВТБ Капитала". Чтобы его исправить, регулятор должен привязать пени к фактической стоимости денег на рынке (банковских заимствований), чтобы исключить возможность арбитража, стимулирующего рост долга, считает он. Но основной риск неплатежей, уточняет аналитик, все равно сохранится: экономическое состояние потребителей остается сложным.

Источник: Коммерсантъ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий