Механизм формирования и оценки инвестиционных программ крупных энергетических холдингов может быть изменен. Прецедент в сложившуюся практику внесет Федеральная сетевая компания (ФСК). Ее инвестпрограмму, предполагающую вложение 775,5 млрд руб. в развитие энергетической инфраструктуры, вынесут на открытое обсуждение с участием Минэнерго и «открытого правительства».
Инвестиционную программу ФСК на 2013—2017 годы Министерство энергетики утвердило 19 ноября. За пять лет компания намерена потратить 775,5 млрд руб., из них 570,9 млрд собственных средств и 204,6 млрд привлеченных. Еще до объединения с Холдингом МРСК ФСК предлагала сохранить годовой объем инвестпрограммы на уровне 190 млрд руб., однако из-за дефицита источников финансирования эти планы пришлось урезать на 20%, до 154 млрд руб.
До сих пор согласование инвестпрограмм ФСК происходило по одной цепочке: компания готовила документ, согласовывала его с Минэнерго, которое перенаправляло его в заинтересованные министерства и ведомства (в Минтранс, Минэкономразвития, ФСТ), а затем программу утверждал совет директоров компании. Нормативов, которые обязывали бы энергокомпанию обсуждать ее инвестпрограмму с общественностью, нет.
«В настоящее время существуют утвержденные правительственным решением правила, регламентирующие подготовку, утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и осуществление контроля за их исполнением, — поясняют свою позицию в ФСК. — Включение новых участников в эти процессы требует всесторонней проработки, в том числе предъявляет к ним серьезные квалификационные требования».
«Инвестпрограмма ФСК обсуждалась с привлечением разных экспертов», — говорят в Минэнерго. Однако в ведомство поступило обращение НП «Сообщество потребителей электроэнергии» с просьбой провести публичное обсуждение инвестпрограммы сетевой компании. «Публичное слушание инвестиционной программы ФСК позволит перевести процедуру защиты инвестпрограмм сетевых компаний на качественно иной уровень», — уверен директор НП Дмитрий Говоров. По его словам, потребители электроэнергии рассчитывают получить разъяснения о целесообразности нового строительства и его соответствии реальным прогнозам спроса на электроэнергию, а также сопоставить данные о фактической и планируемой загрузке объектов инвестирования. «Мы хотим увидеть расчеты экономической эффективности предлагаемой программы и анализ альтернативных вариантов ее реализации», — говорит г-н Говоров. Кроме того, НП настаивает на том, чтобы ФСК озвучила отчет работы ревизионной комиссии об исполнении инвестпрограммы за минувший год. Всестороннее рассмотрение инвестиционной программы поможет потребителям избежать галопирующего роста стоимости услуг сетевых компаний, уверен директор НП.
Минэнерго согласилось еще раз обсудить инвестиционную программу, аргументируя это тем, что оно «открыто и готово обсуждать любые документы, по которым есть соответствующие обращения». Здесь отметили, что никаких претензий и жалоб в адрес министерства никто не выдвигал. Площадкой для обсуждения выбран совместный проект Минэнерго и «открытого правительства» — экспертный совет по инфраструктуре при правительстве под председательством исполнительного вице-президента по стратегии и развитию бизнеса ТНК-ВР Михаила Слободина.
«В ближайшее время в качестве совместного проекта «открытого правительства» и Министерства энергетики планируется рассмотреть инвестиционную программу ФСК, причем не отдельные ее части, а всю целиком. Сейчас наши эксперты ведут работу по согласованию этой темы. Предварительная договоренность по этому поводу уже есть», — сообщил РБК daily г-н Слободин.
Инициативу потребителей электроэнергии поддержали в ФАС. При этом на кардинальном пересмотре инвестпрограммы никто настаивать не собирается, но есть желание повлиять на сам механизм ее подготовки.
«Инициатива общественного обсуждения правильная, поскольку поможет учесть интересы потребителей и сделать процедуру более прозрачной», — соглашается старший аналитик по электроэнергетике ИК «Атон» Илья Купреев. «Снижение объема инвестпрограммы будет иметь положительное влияние на фундаментальную стоимость ФСК, так как регулируемая норма доходности в рамках RAB-регулирования (10%) ниже нашей оценки стоимости капитала WACC (13,4%). Таким образом, любые капиталовложения уменьшают акционерную стоимость», — полагает эксперт.
Источник: РБК daily.
Комментариев нет:
Отправить комментарий