В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации реализуются проекты в областях формирования компетенций инновационной деятельности, формирования эффективной науки, формирования инфраструктуры инноваций, развития инновационного бизнеса и развития территорий инноваций.
В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило основной документ, определяющий траекторию развития инновационной системы на долгосрочную перспективу, – Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
За четыре года реализации Стратегии создана инфраструктура национальной инновационной системы.
В области формирования компетенций инновационной деятельности:
- реализуются практико-ориентированные программы бакалавриата, а также программы дуального образования, ориентированные на подготовку кадров в условиях реального производства с учётом современных профессиональных стандартов;
- осуществляются программы поддержки граждан, обучающихся в ведущих иностранных образовательных организациях;
- реализуются программы поддержки 15 ведущих вузов России, целью которых является вхождение в число лучших мировых университетов («5 – 100»);
- сформирована концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
В области формирования эффективной науки:
- ведётся реорганизация государственных академий наук, создано Федеральное агентство научных организаций;
- образованы Российский научный фонд и Фонд перспективных исследований;
- сформирован Национальный исследовательский центр им. Е.Н.Жуковского (второй НИЦ, первый НИЦ – Курчатовский институт);
- утверждена Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.
В области формирования инфраструктуры инноваций:
- утверждены ключевые государственные программы Российской Федерации, оказывающие влияние на развитие национальной инновационной системы;
- сформирована система институтов развития в сфере инноваций (ОАО «РВК», ГК «Внешэкономбанк», ОАО «МСП Банк», Фонд «Сколково», Фонд «ВЭБ-Инновации», Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, ОАО «Росинфокоминвест», ОАО «ЭКСАР»).
В области развития инновационного бизнеса:
- создано Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, сопровождающее разработку и реализацию Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы;
- утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием;
- создано 35 технологических платформ по 13 направлениям научно-технологического развития;
- обеспечено развитие системы грантового и заёмного финансирования инновационных проектов бизнеса в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а также в деятельности Фонда развития промышленности и Фонда «ВЭБ-Инновации»;
- утверждены «дорожные карты» по приоритетным направлениям технологического развития (информационные технологии, фотоника, производство композитных материалов, биотехнологии, инжиниринг и промышленный дизайн, внедрение инновационных технологий в отраслях ТЭК);
- приняты отраслевые планы импортозамещения в промышленности.
В области развития территорий инноваций:
- утверждены стратегии инновационного развития в 10 субъектах Российской Федерации;
- приоритеты реализации инновационной политики регионов отражены в стратегиях социально-экономического развития более половины субъектов Российской Федерации;
- сформировано 26 пилотных инновационных территориальных кластеров;
- создана особая экономическая зона «Иннополис» (Татарстан);
- сформирован механизм возмещения затрат на создание технопарков и промышленных парков;
- реализуются пилотные программы стимулирования спроса на инновационные решения на региональном уровне;
- в рамках Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации поддержано создание организаций инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства (в 2010–2015 годах на указанные цели выделено 8,4 млрд рублей).
Инструменты поддержки развития исследований и разработок и высокотехнологичных отраслей экономики
Реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №218, которое направлено на укрепление сотрудничества между вузами и предприятиями, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов для развития наукоёмкого производства.
В соответствии с постановлением государственная поддержка в виде субсидий предоставляется производственным предприятиям на срок до трёх лет в объёме до 100,0 млн рублей в год (софинансирование организации – не менее 100% суммы субсидии) для компенсации их затрат, связанных с заказом НИОКТР, проводимых российскими вузами, государственными научными организациями.
При этом компания – получатель субсидии с использованием результатов выполненных НИОКТР создаёт на территории Российской Федерации новое высокотехнологическое производство.
С начала реализации постановления в 2010–2015 годах осуществлена государственная поддержка проектов, выполняемых в рамках кооперации 172 российских производственных предприятий, 87 вузов и 5 государственных научных учреждений.
За первые три года реализации постановления в вузах создано и усовершенствовано 40 научных центров и лабораторий, учебно-производственных комплексов, 62 проекта (т.е. практически каждый третий проект) рассчитаны на производство импортозамещающей продукции или технологии.
Ещё одним инструментом инновационного развития с 2013 года, реализуемым Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России, является создание и развитие на базе образовательных организаций высшего образования инжиниринговых центров.
В рамках данного инструмента:
- поддержано 30 инжиниринговых центров;
- создано свыше 500 высокопроизводительных рабочих мест;
- заключено более 250 договоров на оказание инжиниринговых услуг по заказам 140 организаций реального сектора экономики в объёме более 1 310 млн рублей;
- выручка инжиниринговых центров составляет более 2 270 млн рублей при общем объёме субсидирования проектов из федерального бюджета более 1 500 млн рублей, объём взаимодействия с зарубежными партнёрами превышает 50 млн рублей.
Программы инновационного развития госкорпораций
60 крупнейших компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития (далее – ПИР).
За период 2010–2013 годов наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности госкомпаний (агрегированные данные за 2014 год на текущий момент недоступны):
- увеличение финансирования исследований и разработок в 2010–2013 годах – с 172 до 391 млрд рублей;
- прирост годовых затрат на исследования и разработки (ИР): 39% за 2011 год, 28% за 2012 год и 17% за 2013 год;
- изменение доли затрат на ИР в выручке: с 1,59% в 2010 году до 2,02% в 2013 году;
- рост доли внебюджетного финансирования ИР: с 32% в 2010 году до 37,9% в 2013 году;
- прирост производительности труда (выручки на сотрудника) за 2011–2013 годы – на 63% в номинальном выражении и на 23% в реальном выражении, за вычетом добывающего сектора – 36 и 20% соответственно;
- повышение доли инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции: с 15,4% в 2011 году до 27,1% в 2013 году;
- рост экспорта инновационной продукции с 76 до 247 млрд рублей;
- рост объёмов взаимодействия со сторонними организациями в виде аутсорсинга ИР: с 34% в 2011 году до 44% в 2013 году;
- степень достижения плановых значений ключевых показателей эффективности, предусмотренных ПИР на 2013 год, составляет 88%;
- в 2015–2016 годах компании осуществят актуализацию ПИР с учётом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.
Инновационные территориальные кластеры
К настоящему времени инновационные кластеры являются точками опережающего социально-экономического развития, опирающегося на высокий научно-технологический потенциал регионов.
Начиная с 2013 года реализация мероприятий, направленных на развитие пилотных кластеров, поддерживается за счёт средств субсидий из федерального бюджета.
С 2013 по 2015 год на эти цели было выделено 5,05 млрд рублей, в том числе в 2013 году – 1,3 млрд рублей на поддержку 14 пилотных кластеров, в 2014 году – 2,5 млрд рублей на поддержку 25 кластеров.
В 2015 году на предоставление субсидий предусмотрено 1,25 млрд рублей, количество кластеров увеличилось до 26 (расположены на территории 21 субъекта Российской Федерации).
Патентно-лицензионная активность
В 2014 году общее количество заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение, поступивших в Роспатент, составило 40308 заявок (89,74% к 2013 году – 44914 заявок), в том числе:
- от российских заявителей – 24072 заявки (83,69% к 2013 году – 28765 заявок);
- от иностранных заявителей – 16236 заявок (100,54% к 2013 году – 16149 заявок).
На выдачу патента Российской Федерации на полезную модель в 2014 году было подано 13952 заявки (97,17% к 2013 году – 14358 заявок), в том числе:
- от российских заявителей – 13000 заявок (95,67% к 2013 году – 13589 заявок);
- от иностранных заявителей – 952 заявки (123,80% к 2013 году – 769 заявок).
На выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец в 2014 году было подано 5184 заявки (103,80% к 2013 году – 4994 заявки), в том числе:
- от российских заявителей – 2200 заявок (115,67% к 2013 году – 1902 заявки);
- от иностранных заявителей – 2984 заявки (96,51% к 2013 году – 3092 заявки).
Источник: Правительство России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий