Пятое заседание Межпарламентской группы Россия-ЕС по энергетике, прошло в Будапеште и Милане. Названное объединение парламентариев, существующее чуть более года, демонстрирует в нынешние конфликтные времена свою устойчивость и жизнеспособность.
На повестке дня было сотрудничество в сфере атомной энергетики, однако тема расширилась, за счет волнующих всех сегодня вопросов.
- Почувствовали ли вы какие-то перемены в отношении европейских депутатов? – с таким вопросом мы обратились к главе делегации, сопредседателю межпарламентской группы со стороны России Ивану Грачеву.
- Прежде всего, следует отдать должное всем коллегам, с кем мы обсуждали эти насущные энергетические проблемы. Никаких политических спекуляций, к которым мы привыкли, не было. Это относится и к европейским депутатам, и также к депутатам национальных парламентов. Обсуждение шло чисто по-деловому.
Более того, из наших встреч я вынес убеждение, что Южный поток будет построен. Что его ждут, и что при транзите через ту же, допустим, Венгрию, мы будем иметь проблем куда меньше…
- Чем с Украиной?
- Да. По крайней мере, там работает язык цифр, и отсутствуют завышенные ожидания. Свидетельством тому – линия, которой твердо держались венгерские власти, включая парламент, в момент, когда ими была одобрена сделка с Россией на строительство двух новых реакторов на АЭС «Пакш». Станция производит 40% электроэнергии, которая генерируется в Венгрии. Кстати, наш визит и начался с поездки туда.
- И каковы впечатления? Известно ведь, что в Венгрии были противники расширения АЭС, называли это едва ли не «ядерной угрозой»…
- Ну, такие гиперболы популярны сейчас в информационных войнах. На самом же деле, контракт с Россией для Венгрии выгоден. И они правильно поступили, что его одобрили. Кредит в размере 10 млрд евро – это очень весомо, Венгрия по-деловому все оценила. Не все, как мы знаем, поступают так прагматично.
- Но по подсчетам большая часть населения Венгрии отдает предпочтение возобновляемым источникам энергии…
- В душе я тоже за такие источники. Но пока что, к сожалению, солнечную и ветровую энергетику можно рассматривать только как дополнение к существующей системе энергоснабжения. Надо сказать, что «Пакш» является единственной работающей АЭС на территории Венгрии. Она была построена по проекту, разработанному еще советскими специалистами. А совмещать одну технологию с какой-то другой – это дополнительные риски. Так что продолжение сотрудничества с нами абсолютно логично. В Венгрии не поддались внешнему давлению. Никаким санкциям, никаким рассказам о том, что там надо что-то делить, в смысле конкуренции ради конкуренции – исходили из здравого смысла.
- Встречались ли вы с венгерскими депутатами?
- Основное заседание мы провели в венгерском парламенте. Присутствовали европейские парламентарии (в их числе Белла Ковач – сопредседатель межпарламентской группы Россия-ЕС по энергетике). И, разумеется, сами венгерские коллеги.
По Южному потоку позиция их точно такая же, как и с АЭС «Пакш». Я говорил, выступая, что, во-первых, это порядка 1,5-2 млрд долларов прибавки к их бюджету. И второе - что они гарантированно получают газ, независимо от каких-то там политических колебаний и передряг. В парламенте Венгрии как факт признают, что уже в третий раз у России возникают конфликты по линии украинских транзитов…
- А как в Италии, в Милане?
- Мне было чрезвычайно интересно их отношение по Южному потоку. Тут нужно заметить, что если Венгрию мы посетили благодаря г-ну Ковачу, то в Северной Италии у нас еще один очень активный депутат из нашей межпарламентской группы – это Фабрицио Бертот. Об интересе к проблеме можно судить хотя бы по тому, что там прошли сюжеты по двум каналам национального итальянского телевидения.
Нас возили на современную газовую станцию по выработке тепла и электричества. Компания, которой эта станция принадлежит, централизовала полностью в одних руках и выработку, и транспортировку энергии во всей Северной Италии. В итоге средняя цена для промышленности и для населения (я специально уточнял) составляет у них примерно 6 центов, или по нашему 2 рубля 40 копеек. То есть в 2 раза ниже, чем в Москве. Благодаря тому, что все в одних руках, все без посредников.
При этом особо отмечу, что пока они получают газ в лучшем случае по 500 долларов за тысячу кубометров…
- Но мы отвлеклись от темы Южного потока.
- Наоборот, мы к этому подходим. Дело в том, что прагматики из среды бизнеса, как я убедился, уже сейчас подсчитывают, что будет, когда заработает Южный поток.
Будь «Южный поток», они по газпромовской цене уже сейчас получали бы газ примерно по 400 долларов. Так что разница есть. И соответственно, они понимают, что это на 20 процентов уменьшит все их расходы. Там очень богатая промышленность, на севере Италии, и они будут биться. Бизнес будет работать на выборах, чтобы в Европарламент попали профессионалы и прагматики...
Комментариев нет:
Отправить комментарий