среда, 29 октября 2014 г.

Архангельский филиал МРСК Северо-Запада предложил оптимизировать техприсоединение льготников

На прошедшем в правительстве Архангельской области заседании Межотраслевого совета потребителей естественных монополий при губернаторе региона директор архангельского филиала МРСК Северо-Запада (дочерняя компания ОАО «Россети») Игорь Котенко рассказал о проблемах, связанных с технологическим присоединением к электросетям, и предложил варианты решения.

Все силы на техприсоединение. Ремонты подождут?

Не секрет, что с принятием федерального закона о так называемых «льготниках» (запрашиваемая мощность до 15 кВт) обращения в сетевую компанию за льготным технологическим присоединением носят массовый характер. Они значительно превосходят технические и финансовые возможности предприятия. С каждым годом заявок от льготников  все больше и больше, они поступают быстрее, чем энергетики успевают исполнять. Так, на 1 октября 2014 на исполнении филиала «Архэнерго»  находится 6890 договоров техприсоединения, из них 5830  являются льготными – то есть 85 %.

 Льготников подключают за символическую плату 550 рублей. В реальности же тратятся миллионы рублей, чтобы обеспечить каждого потребителя надежным электроснабжением. Так в 2012 году «Архэнерго» вложило в льготное техприсоединение почти 150 млн рублей, в 2013-м – 183 млн, в незавершенном 2014-м – уже 180 млн.

По словам Игоря Котенко, отвлечение значительных средств инвестиционной программы сетевых компаний на исполнение договоров льготного технологического присоединения вместо проведения реконструкции и развития существующих распределительных сетей  - одна из ключевых проблем в этой сфере, которая вызывает беспокойство за состояние самой инфраструктуры в будущем. Многомилионные фактические затраты энергетиков на подключение льготников, строительство трансформаторных подстанций и линий электропередачи мешают в полном объеме ремонтировать ветшающие сети.  Износ основного электросетевого оборудования «Архэнерго» сегодня составляет в среднем 77%. И без его модернизации техприсоединение новых потребителей в городах региона скоро станет невозможно. Разумным решением проблемы видится лишь отмена льготной ставки 550 рублей или установление более обоснованной платы (по аналогии с газовиками).

Сети тоже строят на земле. Учтут ли это в законах?

Еще одна проблема - на государственном уровне все больше ужесточаются нормативные сроки технологического присоединения и санкции за их неисполнение. При этом сроки техприсоединения «льготников», установленные  Правилами технологического присоединения гораздо короче, чем сроки оформления земельных участков под объекты капитального строительства, установленные федеральными законами (6 месяцев против 20 месяцев). При всем желании энергетиков подключить заявителей в течение полугода, они не могут нарушать Градостроительный, Земельный и Лесной кодексы РФ,  а также ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Парадокс в том, что при проверках несвоевременного исполнения сроков договоров на техприсоеднение уполномоченные антимонопольные органы принимают решения по факту правонарушения «Архэнерго», не учитывая вышеуказанные объективные причины. Потребители сразу же обращаются в УФАС, даже не попытавшись сначала запросить объяснения от сетевой организации.

Установленного Правилами техприсоединения срока в 6 месяцев недостаточно, поясняют энергетики. Вариантов решения проблемы два: или внести изменения в законодательство в части сокращения сроков процедур оформления земельных участков, проведения государственной экспертизы проектной документации, выдачи разрешения на строительство, проведения конкурсных процедур и т.д.; или увеличить сроки льготного технологического присоединения с 6 месяцев до  года при необходимости строительства новой сети.

Строить заново, нельзя реконструировать! Переставят ли запятую?

Проблемы с несовершенством законодательной базы в области электроэнергетики связаны и с отсутствием правовой возможности включения в плату за технологическое присоединение расходов сетевой организации на реконструкцию сетевых объектов. Закон предусматривает лишь новое строительство, что неразумно и финансово нерационально, если можно лишь немного переделать уже существующие сети: увеличить сечение провода, поменять трансформатор на подстанции и т.п. В итоге отсутствие механизма, позволяющего включать в плату за техприсоединение мероприятия по реконструкции сети,  не позволяет предложить заявителю приемлемый вариант техприсоединения и увеличивает стоимость технологического присоединения для будущих потребителей.

Существуют и другие проблемные моменты в области техприсоединения, такие как неисполнение обязательств договора самим заявителем, подача заявок на мощность с избытком (запасом), неодновременная подача заявок нескольких  заявителей, находящихся в одном районе и т.д. Последнее обстоятельство заставляет энергетиков многократно изменять технические задания на проектирование сети для комплексного выполнения работ, соответственно смещаются сроки выполнения проектных работ.

Многие указанные проблемы могут быть решены на законодательном уровне путем внесения уточнений и изменений в нормативные акты и регламентирующие документы, такие как Методические указания по техприсоедитнению ФСТ и Правила технологического присоединения, утвержденные Правительством РФ. К такому выводу пришли участники заседания Межотраслевого совета потребителей.

«На совещании были рассмотрены вопросы, актуальные не только для энергетиков – они важны для развит Архангельской области в целом, ее инфраструктуры и экономики, - сказал Игорь Котенко. – Участники заседания во главе с губернатором решили, что Совет направит выработанные предложения по изменению федеральных нормативных актов проектной группе Открытого правительства РФ. Также планируется ряд законодательных решений на региональном уровне».

Участникам заседания, в частности, рассказали о  развитии распределительной сети Архангельска и Северодвинска с объёмом финансирования 640 и 201 млн рублей соответственно. О строительстве в 2014 году подстанции «Удима» для централизованного электроснабжения поселков Котласского района Архангельской области. О реконструкции закрытых центров питания: подстанции «Кузнечевская» на Окружном шоссе в Архангельске (2014-2015 гг), подстанции №1 на ул.Павла усова в Архангельске, подстанции №7 на левом берегу Архангельска, подстанции «Заостровье», а также центров питания «Котлас», «Онега» (2019-2020 гг).

Комментариев нет:

Отправить комментарий